|
у Него атрибуты, носителей атрибутов, от коих неотъемлема черта
сотворенности: Он, как мы показали, вне пределов того, к чему разумы
могут отыскать дорогу силой своего света и движения мысли, и закрыт путь
постижения Его каким-либо атрибутом. Однако то, что ниже Его, есть сущее
- носитель атрибутов, и в наших силах найти способ содержательно
говорить о нем.
Итак, коль скоро разумам посильно говорить, используя сущие в
сотворенной природе атрибуты, именно о том, что "кроме Него", чье бытие
сотворено Им, то мы скажем, что идущее в бытии первым, как
представляется, не было, а затем стало путем творения не из чего-либо и
не посредством чего-либо, и не в чем-либо, и не через чего-либо, и не
для чего-либо, и не с чем-либо. Оно есть Первое, и в порядке бытия его
бытие утвержденное и первое; оно есть первый предел и первая
поддерживающая причина, с которой связано бытие прочего сущего,
устремленное ко второму пределу. Так же и в порядке бытия чисел единица
есть первая и утвержденная, ибо она есть первый предел и первопричина, с
коей связано бытие прочих чисел, устремленное ко второму -пределу.
Такова, утвержденность его (Первого Сущего. - А.С.) в порядке сущего. ,
Что касается направленности действия и его необходимого излияния в
бытие, то если-бытие первого не утверждено, то и второму закрыта дорога
.бытия, а если бытие второго не утверждено, то третьему закрыта дорога
бытия. Значит, второе и третье могут обладать бытием только-тогда, когда
утверждено бытие первого для них, которое и есть причина их бытия.
Итак, бытие третьего, четвертого и прочих сущих доказывает бытие первого
из них, -утвержденного, которое есть такая причина, что не будь ее, не
было бы прочего. Так бытие сущего утверждает существование некоего
первоначала, от которого и проистекает упорядоченность сущего а бытии.
Сие первоначало мы именуем Первым Разумом и Первым Сущим, бытие
коего--не от его самости, а благодаря сотворению его Всевышним.
Пойдем далее от обратного и скажем: поскольку все сущее опирается в
бытии на ему предшествующие поддерживающие причины и всякое сущее в
своей самости является актом того, что ему предшествует, материей Для
его воздействия и действователем в ином, что ниже его и что есть для
него материя, то из бытия сущего следует, что оно восходит к той
поддерживающей причине, которая упрочена и к которой восходят все
поддерживающие причины как к своему Пределу, которая в своей самости
есть акт, проистекающий от Того, в Ком нельзя сказать, что Он
действователь, и она есть" претерпевающая воздействие, но не материя, и
воздействует не на отличную от себя материю. Ведь бытие любого сущего
связано с утвержденностью ему предшествующей поддерживающей причины: не
будь она утверждена, и его не было бы.
*
IV. 1. [О способе эманации]
*
Мы уже говорили, что, поскольку сущее множественно, каждой вещи дано
имя, ей соответствующее и на нее указывающее, Первый Разум же (то есть
Первое Сотворенное), будучи произведен из ничего, -получил имя Творения,
ибо является самостью действия, налившегося в бытие от Всевышнего без
чего-либо, что было бы подобно материи в самостях "сущего. Мы показали
также, что знание того, как совершилось творение, скрыто покрывалом,
которое разумы не в силах приподнять, ибо такового не содержат их
самости, и, стремясь постичь это, они должны перестать быть разумами;
когда же перестают они быть . разумами, утрачивается их самость, чем
доказано, это способ творения не таков, как способ эманации, которую
постигли светозарные умы и о которой нам сообщили. Ведь будь способ
творения подобен способу эманации, то творение было бы эманацией, а
эманация - творением, а значит, ранее показанное свидетельствует, что
эти способы не подобны.
Эманация - это ненамеренное самопроизвольное действие, а также бытие,
возникающее от самости, соединяющей две вещи: она и объявшая, и объятая.
Такая самость, узревши себя и испытывая самоликование, озаряется, и вот
от той, двойственности вне сей самости возникает нечто, утвержденное так
же, как утверждена и та самость. А именно, Творение (то есть Первое
Сотворенное), как мы ранее показали, будучи пределом всех превосходных
качеств, является самостно живым, самостно могущим, самостно знающим,
оно совершенно и вечно, оно есть разум и разумеющее и прочее; и вот,
самость его вследствие своего могущества объяла сама себя, а объяв,
узрела и уразумела; так его самость (коя есть разумение) стала
саморазумеющей и саморазумеемой. Притом в сем осуществлении своего
полного могущества оно не встретило никакого препятствия, ни внешнего,
ни самостного; увидело оно самость свою и полюбило ее; узрев, что оно -
|
|