|
учения, и, на нее опираясь, мы утверждаем, что не говорим о Всевышнем
ничего не имеющих такой смысл словах. И не вследствие отсутствия
способностей идти сим путем красноречия к предельной цели
выразительности и понимания становятся ясные речи темными, а красноречие
-косноязычием; о нет, мы шли совершенно ясным путем единобожия, на
котором нет ни единого пятнышка.
Короче говоря, несостоятельность утверждения единобожия посредством
приписывания Всевышнему атрибутов (а Он превыше их) как истинных (а не
метафорично или как-либо еще в атом роде, к чему бывают принуждены люди
ради красноречивости) становится ясной при исследовании сего вопроса. А
именно, когда приписывают Ему атрибуты, то либо приходят к невозможному,
чего нельзя сказать 6 Всевышнем, либо уходят в бесконечность, что
означает небытие сущего; и то и .другое уничтожает единобожие. А именно,
если то, на что сущее опирается в своем бытии, не является утвержденным
(когда оно было бы утверждено само по себе и не нуждалось ни в чем
ином), но для утверждения своей оности нуждается в ином, причем оность
сего иного такова же, как и его, так что сие иное будет нуждаться в
другом ином, и так до бесконечности, то от него самого не проистечет акт
(ибо утвержденность его самости обеспечивается иным, и этим он
отвлекается от акта), а значит, не от него самого будет существовать
сущее, но всегда от иного. То же ты можешь увидеть на примере чисел,
существование коих связано с единицей: если не утверждена она, то и
прочие числа не удержатся в бытии. Однако само сущее, бытийствуя, бытием
своим глаголет о ложности того, что уводит в бесконечность; а ложность
того, что уводит в бесконечность, влечет и ложность высказываний,
приписывающих Ему атрибуты (Он выше и славнее атрибутов!).
*
1. [О Первом Разуме]
*
Мы скажем: Всевышний вознесен над всеми степенями совершенства и
ущербности, единства и множественности, частица "не" бессильна отрицать
у Него атрибуты или носителей атрибутов, от коих неотъемлема черта
сотворенности: Он, как мы показали, вне пределов того, к чему разумы
могут отыскать дорогу силой своего света и движения мысли, и закрыт путь
постижения Его каким-либо атрибутом. Однако то, что ниже Его, есть сущее
- носитель атрибутов, и в наших силах найти способ содержательно
говорить о нем.
Итак, коль скоро разумам посильно говорить, используя сущие в
сотворенной природе атрибуты, именно о том, что "кроме Него", чье бытие
сотворено Им, то мы скажем, что идущее в бытии имеющих такой смысл
словах. И не вследствие отсутствия способностей идти сим путем
красноречия к предельной цели выразительности и понимания становятся
ясные речи темными, а красноречие-косноязычием;: о нет мы шли совершенно
ясным путем единобожия, на котором нет ни единого пятнышка.
Короче говоря, несостоятельность утверждения единобожия посредством
приписывания Всевышнему атрибутов (а Он превыше их) как;'истинных (а не
метафорично или как-либо еще в атом роде, к чему бывают принуждены люди
ради красноречивости) становится ясной при исследовании сего вопроса. А
именно, когда приписывают Ему атрибуты, то либо приходят к невозможному,
чего нельзя сказать 6 Всевышнем, либо уходят в бесконечность, что
означает небытие сущего'^ и то и другое уничтожает единобожие. А именно,
если то, на. что сущее опирается в своем бытии, не является утвержденным
(когда оно было бы утверждено само по себе и не нуждалось ни в чем
ином), но для утверждения своей оности нуждается в ином, причем оность
сего иного такова же-как я его, так" что сие иное будет нуждаться в
другом ином, и так до бесконечности, то от него самого не проистечет акт
(ибо утвержденность его самости обеспечивается иным, и этим он
отвлекается; от акта), а значит не от него самого будет существовать
сущее, но всегда от иного. То же ты можешь увидеть на примере чисел,
существование коих свяэано с единицей: если не утверждена она, то и
прочие числа не удержатся в бытии. Однако само сущее, бытийствуя, бытием
своим глаголет о ложности того, что уводит в бесконечность; а ложность
того, что уводит в бесконечность,-влечет и ложность высказываний,
приписывающих Ему атрибуты (Он выше и славнее атрибутов!).
*
III. 1. [О Первом Разуме]
*
Мы скажем: Всевышний вознесен над всеми степенями совершенства и
ущербности, единства и множественности, частица "не" бессильна отрицать
|
|