|
не становится компонентом актуализатора, а становится самим
актуализатором. В противном случае оно при добавлении к нему
утвердительного значения превращается в род акциденций, существующих в
субстрате.
Указание. Люди подразумевают под противоположностью то, что по силе
равнозначно чему-либо и противодействует ему. Все, кроме Первого, есть
следствие [чего-либо], а следствие не равно необходимому началу. В среде
же ученых противоположностью называют последовательное существование в
одном объекте [двух различных свойств], не совмещающихся в нем в силу
отличия по природе.
Сущность Первого не зависит не только от какой-либо вещи, но и от
субстрата. Стало быть. Первое не имеет противоположности.
Наставление. Первое не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода,
ни видимого отличия, ни границы. Нельзя указать на него, кроме как при
помощи чисто рациональной мистики.
Указание. Первое начало является разумносущим и существует по своей
сущности. Оно вечно, свободно от всяких связей, отношений, материй и
т.п., что могло бы поставить его в иное состояние.
Наставление. Поразмысли над тем, как мы при доказательстве Первого, его
единства и лишенное атрибутов не нуждались в нашем изложении ни в чем,
кроме самого бытия, не нуждались в учете его созданий и деяний, хотя и
это есть доказательство его бытия. Но этот вопрос очень сложен и тонок,
т.е. если осмыслить состояние бытия, то оно свидетельствует о бытии
Первого, поскольку оно есть бытие, а затем оно свидетельствует обо всем
том, что в бытии следует за ним. Обо всем этом в божественной книге
указывается: "Мы покажем им наши знамения в этих странах, среди них
самих, так что ясно будет, что он истина". Я скажу:
- Таково состояние простолюдинов. Затем он говорит:
- Ужели для них не довольно Господа твоего? Он присущ всему.
Я говорю:
- Это есть состояние праведников, доказывающих через бытие Первого бытие
всего остального сущего, а не наоборот.
*
АЛ-КИРМАНИ
*
Наряду с каламом и суфизмом, наиболее тяготеющим к философской
рефлексии, существовало влиятельное течение шиитской ветви ислама -
цсмаилизм. Возникновение его связано с именем старшего сына шестого
имама Джафара ас-Садика - Исмаила, который был признан исмаилитами
законным седьмым имамом. Они .утверждали, что младший брат Исмаила не в
праве занимать пост имама, поскольку его старший брат не умер в 762 г.,
а, вскрывается. Вера в "скрытого" имама легла в основу политической
борьбы, за власть ив то же время обусловила превращение исмаидизма в
оппозиционное течение, основывавшееся на учении о существовании
внешнего, экзотерического смысла исламского вероучения и скрытого,
эзотерического, доступного только избранным.
Исмаилиты отрицали за Богом все без исключения атрибуты и утверждали,
что тот не находится ни в состоянии бытия, ни небытия.
Как и мутакаллимы, исмаилиты придавали огромное значение разуму. Можно
даже сказать, что их воззрениям был присущ онтологический рационализм,
поскольку они считали, что Мировой Разум- источник бытия и времени.
Исмаилитская космогония напоминает неоплатоническую. Ими признается
семеричная иерархия бытия: Бог, Мировой Разум. 'Мировая Душа. Первичная
материя, пространство, время. Совершенный человек. Они придавали
символическое значение числам: семь ступеней иерархии бытия, семь стадий
эманации в горнем мире, семь пророческих циклов, семь "кварталов" града
знания и т.д.
Многие столетия, практически до самого недавнего времени. исмаилитское
учение было окружено ореолом таинственности, оставаясь недоступным для
непосвященных. Лишь в последние десятилетия исмаилиты позволили
публиковать произведения своих мыслителей. К разряду "шейхов
исмаилит-ских философов" причисляют Хамид ад-Дина ал-Кирмани (X-XI вв.).
Его трактат "Успокоение рлзума" ("Рахат ал-акл") до сих пор не
переводился на европейские языки. Перевод А.В.Смирнова является первым.
|
|