|
Те мутазилиты, которые говорили, что Бог непрестанно знающий,
могущественный и живой, разошлись в вопросе о том, является ли Он
знающим, могущественным и живым благодаря Самому, Себе или благодаря
знанию, могуществу и жизни и каков смысл высказываний "знающий),
"могущественный", "живой".
Большинство мутазилитов и хариджитов, многие, мурджииты и некоторые
зеидиты считали, что Бог знающий,, могущественный и живой благодаря
Самому Себе. не благодаря знанию, могуществу и жизни. Они говорили, что
у Бога имеется знание в том смысле, что Он - знающий, и что у Него,
могущество в том смысле, что Он - могущественный, но не высказывались
так о жизни и не говорили, что, у Него есть жизнь, равно как слух или
зрение, но говорили: сила и знание, поскольку Сам Всевышний высказался
именно так.
Некоторые из них говорили: у Него есть. знание в смысле познаваемое, у
Него есть могущество в смысле подвластное, но ни о чем ином не
высказывались так.
Абу ал-Хузейл [ал-Аллаф] говорил: Он знающий благодаря знанию,
которое-Он [сам]. Он могущественный благодаря могуществу, которое - Он
[сам]. Он живой благодаря жизни, которая - Он [сам]. Так же он говорил о
Его слухе, зрении, вечности величии, силе, великолепии, вознесенности и
прочих самостных атрибутах. Он заявлял: когда я говорю, что Бог знающий,
я утверждаю у Него знание, которое - [сам] Бог, отрицаю за Богом
невежество и указываю на познаваемое, что было, есть или будет. Когда я
говорю "могущественный", я отрицаю за Богом бессилие, утверждаю у Него
могущество, которое - [сам] Бог, и указываю на подвластное. Если я
говорю, [что] у Бога жизнь, я утверждаю у Него жизнь, которая- [сам]
Бог, и отрицаю за Богом смерть. Он говорил: у Бога лик, который -Он
[сам], так что лик Его - Он [сам] и душа Его- Он [сам]. То, что Бог
говорит о "руке", истолковывается Как "благодать", а речение Бога
(Славен Он и Велик!) "чтобы ты был выращен на Моих глазах" (1)
истолковывается как "с Моего ведома".
Аббад говорил: Он .знающий, могущественный и живой, но я не утверждав) у
Него знание, могущество или жизнь, не утверждаю слух, не утверждаю
зрение, а говорю: Он знающий не благодаря знанию, могущественный не
благодаря могуществу, живой не благодаря жизни, слышащий не благодаря
слуху, и так обо всех прочих именах, коими Он именуется не благодаря
Своему действию или действию иного.
Он не соглашался с теми, кто полагал, что Он знающий, могущественный и
живой благодаря Самому Себе или Своей самости, и не признавал упоминание
"Себя" или "Самости". Он не соглашался с тем, что у Бога знание,
могущество, слух, зрение, жизнь это вечность. Ему принадлежат слова:
говоря "знающий", я утверждаю имя Бога и вместе с ним [наше] знание о
[наличии] познаваемого, говоря "могущественный", я утверждаю имя Бога и
вместе с ним [наше] знание о [наличии] подвластного, говоря "живой", я
утверждаю имя Бога. Он не соглашался с тем, что у Творца есть лик, руки,
глаза, бок. Он говорил: я читаю Коран и произношу все, что сказал Бог в
этом роде, но только когда читаю 'Коран. Он не соглашался, что речение о
Боге: Он знающий, - имеет тот же смысл, что речение о Боге, что Он
могущественный, или что речение о Боге: Он могущественный, - имеет тот
же смысл, что речение о Боге: Он живой. То же и об атрибутах, коими
описан Бог, не благодаря Своим действиям, например, что "слышащий" имеет
не тот же смысл, что "видящий", и не тот, что' "знающий".
Дирар говорил: смысл того, что Бог знающий, в том, что Он не является
невежественным, а смысл того, что Он могущественный, - что Он не
является бессильным, а смысл того, что Он живой, •- что Он не является
мертвым.
Ан-Наззам говорил: смысл моего речения "знающий" - утверждение Его
самости и отрицание за Ним невежества, смысл моего речения
"могущественный" утверждение Его самости и отрицание за Ним бессилия,
смысл моего речения "живой" - утверждение Его самости и отрицание за Ним
смерти. Так же он говорил и обо всех прочих именах самости. Он считал,
что имена самости различаются благодаря различию того, что отрицается за
Ним: бессилия, смерти и другого, что противополагается [именам самости],
такого, как слепота, глухота и прочее, а не благодаря различию всего
этого в Нем самом. Другие мутазилиты говорили:
имена и атрибуты различаются благодаря различию познаваемого и
подвластного, не из-за различия в Нем. Ан-Наззам говорил, что Всевышний
упомянул "лик" в расширительном плане, не потому что у Него есть лик
истинно, и что смысл [слов] "пребудет лик Господа твоего" (2) - "твой
Господь пребудет", а смысл [слова] "рука" - благодать.
|
|