Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
своей сущности.

Указание. Все, что само по себе возможно, возникает не благодаря своей
сущности, ибо его бытие, поскольку оно,лишь возможно" ничуть не
предпочтительнее его небытия. Следовательно, если одно из этих двух
состояний становится предпочтительнее, то это происходит в силу наличия
или отсутствия третьей вещи. Стало быть" бытие всего возможносущего
обусловлено другим сущим.

Наставление. [В противном случае] возможносущее образует бесконечную
цепь и каждый компонент этой цепи в сущности будет возможным. Это
относится и ко всей цепи возможносущего. Стало быть, она также не
является необходимой и становится необходммосущей через иное. Вдумайся в
это объяснение.

Объяснение. Любое общее, каждый компонент которого является следствием
[чего-либо], нуждается в причине, находящейся вне этих компонентов. Ибо
дело обстоит следующим образом:

- либо общее совершенно не нуждается в причине и является необходимым, а
не возможным. Но тогда каким образом оно возникает и становится
.необходимым через свои компоненты?

- либо оно нуждается в причине, которая есть его компоненты в целом.
Стало быть, общее является следствием своей сущности, ибо целое и общее
одно и то же.

-либо общее нуждается в причине, которая представляет собой некоторые
его компоненты. Но одни компоненты общего не являются превосходнее
других, если каждый их них есть следствие [чего-либо другого]. Поэтому
причина это- нечто превосходящее их.

- либо общее нуждается в причине, лежащей вне всех его компонентвв. Она
и остается [истинной причиной бытия общего].

Указание. Каждая причина общего, которая есть нечто иное, чем его
компоненты -сначала, является причиной компонентов общего, а лишь
потом-причиной самого. общего. Если 6ы это было не так, то компоненты не
нуждались бы в ней. Стало быть, не нуждалось бы в ней и общее,
актуализирующееся через свои компоненты. Но может существовать такая
вещь, которая является причиной некоторых компонентов общего, а не
самого общего.

Указание. Каждое общее сострит, из причин и следствий, связанных между
собой. Если в общем есть причина, не являющаяся следствием, то она есть
его крайний термин, ибо "если в нем есть средний термин, то он, есть
следствие:

Указание. Всякая цепь, состоящая из причин-и следствий, - будь она
конечной или бесконечной". Как выяснилось, нуждается в причине вне ее
самой, поскольку она состоит из одних следствий, Однако данная внешняя;
причина неизбежно Должна быть связана с каким-нибудь концом; и
[названная цепь] следствий должна завершиться им. Очевидно, что если в
этой -цепи имеется нечто такое, что не есть следствие, то это и есть тот
самый конец, которым заканчивается цепь. Отсюда следует, что каждая цепь
должна заканчиваться необходимосущим.

Указание. Вещи, различающиеся по реальности, имеют -один общий
актуализатор. Следовательно, дело обстоит так:

- либо то, в чем они совпадают, является атрибутом того, нем они
различаются. Следовательно, различные вещи имеют один общий атрибут. Это
положение не подлежит отрицанию.

- либо то, чем вещи различаются, является атрибутом того, в чем они
совпадают. Тогда выходит" что одна и та же вешь нуждается в "разных
противоположных-друг другу атрибутах. Но это невозможно.

- либо то, в чем вещи совпадают, является акциденцией того, чем они
различаются! Это положение не подлежит отрицанию.

- либо то, чем они различаются" есть акциденция того в чем они
совпадают. И это положение не подлежит отрицанию.

Указание. Возможно, что сущность вещи была причиной одного из ее
качеств, а это качество - причиной другого качества, подобно тому как
видовое отличие есть причина особенного. Но невозможно,, чтобы наличное
качество вещи послужило причиной ее неналичной сущности или другого
качества, ибо в бытии причина должна предшествовать [следствию], нр
бытию ничего не предшествует.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-