|
чувственнопостигаемого вытекает нечувственнопостигаемое, что забавнее
всего. А если она чувственнопостигаема, то должна обладать состоянием,
местом, определенным количеством и качеством. Ее познают не чувствами, а
представляют себе в определенном состоянии. Ибо .всякое чувствуемое и
представляемое неизбежно обладает каким-либо из названных свойств. Если
это так, то они не соответствуют тому, что не Обладает подобным
состоянием. Следовательно, [данное понятие] не может высказываться о
многих различающихся по состоянию вещах. Итак, в силу своей
однозначности и благодаря своей истинной непротиворечивой сущности
понятие "человек" является не чувственнопостигаемои, а чисто
умопостигаемой сущностью. Taкое состояние любого общего понятия.
Размышление и наставление. Может случиться, что , кто-то из них скажет:
- Человек потому есть человек, что имеет руки, глаза, брови и тому
подобные органы. Поскольку он таков, постольку является чувственным телом.
Если он скажет так, то вразуми его и скажи, что состояние каждого из тех
органов, что он перечислил, и тех, что он назвал, таково же, как и
состояние самого человека.
Наставление. Если все сущее было бы чувствуемо и воображаемо, то чувство
и воображение сами неизбежно были бы чувствуемы и воображаемы и познали
бы себя; и разум, являющийся властелином истины, был бы чувствуем и
воображаем.
Исходя из этого принципа, знай, что ни любовь, ни стеснительность, ни
боязнь, ни мужество, ни корысть не относятся к категории тех вещей,
которые познаются чувством и воображением, хотя принадлежат к
чувственным вещам. Если дело обстоит так с чувственными [предметами],
что же ты сомневаешься относительно сущих, сущность которых находится
вне чувственных вещей и их связей?
Дополнение. Каждое реальное сущее, существующее в силу своей истинной
сущности, является единым сущим, не поддающимся чувственному
обозначению. Поскольку это относится ко. всем реалиям, то каково же
будет это в отношении того, что обусловливает бытие всех сущих?!
Наставление. Вещь является следствием чего-либо или по своей сущности и
реальности, или по своему бытию. Представь это себе на примере
треугольника, сущность которого зависит от плоскости и линии, являющейся
его стороной. Оба они актуализируют его как треугольник, являются как бы
его двумя причинами: одна - материальной, а другая - формальной. Но
бытие треугольника зависит от другой причины, а не от тех, указанных.
Эта причина не актуализирует треугольность треугольника, а составляет
часть его определения. Это есть производящая, или конечная причина,
являющаяся производящей причиной для другой производящей причины.
Наставление. Знай, что ты можешь понять смысл этого треугольника, но
будешь сомневаться в том, существует ли он реально или не существует.
Это сомнение возникнет в тебе после того, как в твоем сознании отразятся
стороны и плоскость треугольника, но ты не можешь представить,
существует ли он реально.
Указание. Производящая причина вещи, имеющей причины, актуализирующие ее
сущность, неизбежно является причиной некоторых других причин, как,
например, форма, или причиной всех причин, что представляет собой их
общую причину. По своей сущности и своему значению конечная причина, в
силу которой существует вещь, является причиной причинности причины. По
своему же бытию она является действующей причиной, ибо действующая
причина есть одна из причин ее бытия (если она относится к категории тех
конечных [целевых] причин, которые возникают актуально), а не причина ее
-причинения и сущности.
Указание. Если существует первая-причина, то она есть приятна каждого
сущего к причина причины каждого реально сущего яго бытию.
Наставлемые. Если "никать в сущность любого сущего, не обращая внимания
ни на что другое, то оно либо является необхо-димосущим само по себе,
либо не является таковым. Если оно необходимо, то стало быть, является
реальным, необходимосущим, вечным по своей сущности. А если оно не
необходимо, то, после того как ты допустишь его бытие, нельзя сказать,
что оно в сущности невозможно. Если же к этому присовокупить другое
условие, как, например, отсутствие причины, тй оно превратится в
невозможное, А если допустить наличие причины, то оно становится
необходимым. Если же не присовокупить к этому другие условия, т.е.
наличие причины или ее отсутствие, то тогда у него останется еще третье;
качество - возможность. Следовательно, возможное по своей сущности есть
нечто такое, что ни необходимо, ни невозможно. "Следовательно, все сущее
есть либо необхо-димосущее по своей сущности, либо возможносущее по
|
|