|
трудное и непривычное. Точно так же, отделяясь от тел, души
освобождаются от всего того, что с ними было связано и что в них
привходило ранее. Так как в этих отделившихся от материи душах были
души, находившиеся в различных материях, и так как было ясно, что
состояния души зависят - у одних в большей, у других в меньшей степени -
от темперамента тела и что всякое состояние души определяется
темпераментом того тела, в котором эта душа находится, то неизбежно
следует, что состояние души должно изменяться с изменением тела, в
котором она находится. Поскольку же изменчивость тел безгранична, то и
изменчивость душ также безгранична.
*
ИБН СИНА (АВИЦЕННА)
*/
Прославившись в средневековой Европе под латинизированным именем
Авиценна, великий философ и ученый-энциклопедист Абу Али ал-Хусейн ибн
Абд аллах Ибн Сына (980- 1037) на Востоке был известен также под
почетными Званиями "аш-Шейх", "ар-Раис". "Худжжат ал-Хакк", которые
соответственно означали Мудрец, или Духовный Наставник, Правитель, или
Глава, Авторитет Истины.
Необыкновенная одаренность и огромная трудоспособность позволили Ибн
Сине уже в восемнадцать лет заявить о том, что он "окончательно окреп во
всех науках и стал разбираться в них в меру человеческих возможностей".
Несмотря на вынужденные скитания, дворцовые интриги, жизнь, полную
превратностей, Авиценне удалось оставить духовное наследие, поражающее
своим объемом, многогранностью и прозрениями. Ему приписывают от 132 до
456 произведений (точный список установить не удается), включающих
трактаты по философии и различным отраслям наук (медицина, минералогия.
метеорология, геометрия, астрономия, арифметика), а также стихи и аллегории.
Из нефилософских трудов Ибн Сины наиболее значительным признан "Канон
врачебной медицины" - фундаментальное сочинение в пяти томах, отразившее
как теоретические знания Авиценны, так и его богатейшую медицинскую
практику.
В философском наследии Ибн Сины центральное место занимают "Книга
исцеления" ("Китаб аш-шифа"), многотомное энциклопедическое сочинение по
логике, математике, физике и метафизике, а также "Книга спасения",
"Книга знания". "Указания и наставления".
Последнее было написано Авиценной незадолго до смерти (приблизительно в
1035/36 г.), а потому может рассматриваться как в некоем смысле итоговое
произведение мыслителя. Об особой значимости указанного трактата говорит
также и тот факт, что именно он был подвергнут комментированию
Насреддином Туей (XIII в.), выступившим в защиту Ибн Сины от жесточайшей
критики со стороны ал-Газали, Мухаммада Шахрастани и Фахриддина Рази.
Лейтмотивом философии Ибн Сины является обоснование изначальности и
вечности мира. Приведенный ниже фрагмент из "Указания я наставления"
("ол-Ишарат ва ат-танби-хат") позволяет представить взгляды Авиценны на
проблемы бытия. Перевод с арабского М. Дыноршоева. Н. Рахматуллаева и
Т.Мардонова в кн.: Иби Сяиа (Авиценна). Избранные произведения. М.. 1980.
/*
"Указания и наставления"
ОБОЗРЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
О БЫТИИ И ЕГО ПРИЧИНАХ
*
Наставление. Знай, что в воображении людей может преобладать [мнение] о
том, что сущее есть чувственное тело, и невозможно предположить бытие
того, сущность чего не воспринимается чувствами, а также не обладает
реальным бытием, то, что в отличие от тела не имеет по своей сущности
или по причине, заключенной в нем самом, определенного места или
положения. Тебе легче будит осмыслить сам чувственный предмет и,
следовательно, познать несостоятельность утверждения этих людей.
Ты и тот, кто проницателен, знайте, что эти чувственные тела называются
одним именем не по чистой полисемантичности, а в одном-единственном
смысле, как; например, имена Людей, ибо вы не сомневаетесь, что, назвав
Зейда или Амра, вы имеете в виду одну существенную сущность. Стало быть,
эта сущность либо чувственно познаваема либо непознаваема. Если она
далека от чувственного познания, то из исследования
|
|