|
подчинены все другие искусства, и ради нее совершаются все действия в
добродетельном городе. Такой человек не управляется никем другим; это -
человек, который достиг совершенства и стал разумом и понятием в
действии. Это человек, у которого способность воображения естественным
путем достигла указанной нами высшей степени совершенства. Способность
эта естественным образом предрасположена к восприятию как в момент
бодрствования, так и в момент сна от деятельного разума индивидуальных
вещей (их самих или их воспроизведений), также - воспроизведенных
понятий. Его страдательный разум должен уже достичь полноты всех
понятий, так чтобы ни одно из них не ускользнуло от него, а сам этот
разум стал разумом в действии.
Таким образом, любой человек, страдательный разум которого достиг
полноты всех понятий, становится разумом в действии и понятием в
действии, а познаваемое им само начинает познавать, и тогда человек
приобретает некий разум в действии, степень которого является высшей по
сравнению со страдательным .разумом и который совершеннее его и больше,
чем он отделен от материи и ближе, чем он, расположен к деятельному
разуму. Разум этот называется приобретенным разумом - он становится
промежуточным между страдательным и деятельным разумом, и его ничто уже
не отделяет от деятельного разума. Страдательный разум является как бы
материей и объектом для приобретенного разума, а приобретенный разум
является как бы материей и объектом для деятельного разума. Способность
мыслить, которая является природной формой, представляет собой материю -
объект для деятельного разума, который является разумом в действии.
Первая ступень, на которой человек становится человеком, это та, когда
появляется природная форма, способная и готовая, стать разумом в
действии. Именно она является общей для всех, будучи отделена от
деятельного разума двумя ступенями: переходом страдательного разума в
разум в действии и образованием приобретенного разума. Между человеком,
достигшим таким образом этой первой ступени человечности, и деятельным
разумом также существуют две ступени. Когда совершенный страдательный
разум и природная форма становятся как бы чем-то единым, наподобие того
единства, которое получается при сочетании материи и: формы, и когда
этот человек обретает человеческую форму, а именно когда страдательный
разум становится разумом в действии, - в этом случае его отделяет от
деятельного разума лишь одна ступень. Когда природная форма становится
материей страдательного разума, ставшего разумом в действии,
страдательный разум становится материей приобретенного разума,
приобретенный разум становится материей деятельного разума, и когда все
это берется вместе, -тогда данный человек становится именно таким
человеком, в котором пребывает, деятельный разум.
Если это происходит в обеих частях его способности мыслить - в
теоретической способности и способности практической, - а затем в его
способности воображения, то тогда этот человек будет как раз тем" кто
воспринимает откровение, а Аллах (Велик Он и Всемогущ!) открывается ему
через посредство деятельного разума. То, что, переполнившись;
переливается от Аллаха, Благословенного и Всевышнего, к деятельному
разуму, переливается им к его страдательному разуму через посредство
приобретенного разума, а затем - к его способности воображения. И
человек этот благодаря тому, что переливается от него в его
воспринимающий разум, становится мудрецом, философом, обладателем
совершенного разума, а благодаря тому, что перетекает от него в его
способность воображения - пророком, прорицателем будущего и
истолкователем текущих частных событий-и все это благодаря тому
существованию, в котором он познает божественное.
Подобный человек обладает высшей степенью человеческого совершенства и
находится на вершине счастья. Душа его оказывается совершенной,
соединенной с деятельным разумом упомянутым нами способом. Этот человек
является именно тем, кому известно любое действие, с помощью которого
можно достичь счастья. В этом состоит первое условие, которому должен
удовлетворять глава. Далее, он должен вместе с тем обладать способностью
хорошо и образно передавать словами все, что он знает; он должен уметь
наилучшим образом направлять людей к счастью и к тем действиям,
посредством которых оно достигается; он должен вместе с тем иметь
достаточную телесную крепость для осуществления частных действий.
*
28. О КАЧЕСТВА ГЛАВЫ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА
*
Таков этот глава - человек, который ни одному из людей не подвластен. 1
Это - имам, кто первый глава добродетельного города, это- глав"
добродетельного народа и глава всей обитаемой части земли. Подобным
человеком может стать; только тот, кто соединит в себе двенадцать
|
|