|
помещении), Т-р оперы и балета им. Абая (здание построено в 1941); Т-р
для детей и юношества (казах. и рус. труппы), Казах, филармония им.
Джамбула. В составе АН Казах. ССР имеется сектор искусствоведения, к-рый
ведёт работу по изучению театр. иск-ва Казахстана.
АЛМА-АТИНСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
(Государственный республиканский русский театр драмы Казах. ССР) -
организован в 1933. С 1938 носит наст. наименование. В 1941 объединён с
Казах, т-ром. С 1*960 работает самост. Худ. рук. т-ра с основания до
1938 был Ю. Л. Рутковский; в 1945-57 - гл. реж. Я. С. Штейн, в 1957-59
M. В. Сулимов, с 1960- А. И. Лакшин. Наряду с пост. русских классич. и
совр. пьес т-р стремился создавать спектакли из жизни Казахстана. В 1935
(к 15-летию республики) и в 1943 (к 10-летию т-ра) была осуществлена
пост. спектакля "Мятеж" по Фурманову. Из пьес казах. драматургов пост.
"Ночные раскаты" (1937), "Любовь и честь" ("Кобланды", 1946) Ауэзова. В
содружестве с драматургами республики т-р создал спектакли о целинниках
Казахстана: "От всего сердца" Анова и Штейна (1956), "Наследники" Анова
(1958); о становлении Сов. власти в Казахстане: "Степное зарево" Шашкина
и Гольдблата (1957). В 1958 т-р принимал участие в декаде лит-ры и
иск-ва Казах. ССР в Москве со ' спектаклями "Наследники" Анова,
"Джордано Бруно" Окулевича, "Платонов" Чехова, "Битва в пути" по
Николаевой. В коллективе т-ра (I960): нар. арт. СССР В. Б. Харламова,
нар. арт. Казах. ССР С. П. Ассуиров, Е. Я. Диордиев, Е. Б. Кручинина, Л.
Я. Майзель, засл. арт. Казах. ССР - М. Б.
Азовский, Б. Э. Дэльвин, А. Я. Закк, Л. П. Кюн, Ю. Б. Померанцев, Н.
И. Трофимова и др., гл. художник - И. Б. Бальхозин.
Лит.: Канапин А., Варшавский Л., Искусство Казахстана, Алма-Ата,
1958. Д\ JJ
"АЛМАС" - драма в 5 актах, 7 картинах Дж. Джа-барлы (о столкновении
передовых людей деревни с кулачеством). Соч. 1930 (на азерб. яз.). Пост.
13 апр. 1931 в Т-ре им. Азизбекова, Баку (реж. Туганов, в пост. принял
участие автор;
Алмас - Гаджиева, Мирза Самандар - Алиев, Ибад-Санани, Фатьманиса -
Мамедова, Гаджи Ахмед - Тахмасиб, Шариф- Идаятзаде и др.). "А." прочно
утвердилась в репертуаре Азерб. т-ра, неоднократно возобновлялась. В
1957 пост. в том же т-ре (реж. Алекперов, худ.- Фатуллаев, композитор
Рустамов, Алмас - Бадирбейли, Мирза Самандар - Курбанов, Ибад - Салаев,
Фатьманиса - Мамедова, Шариф - Санани, Оджах-кули - Велиханлы). "А."
ставилась также в Кировабадском азерб. (1950-51) и др. т-рах.
И з д а н и я.- Первое изд. (на рус. яз.): Алмас. Драма в 5 акт., 7
к., М., 1935; из послед, изд.: Д ж. Д жаб а р л ы, Соч , в трех томах,
т. 2, Баку, 1957 (на азерб. яз.); Пьесы советских писателей. Сб., т. 2,
М., 1953.
Лит.: Джафаров Дж., Азербайджанский ордена Тр. Кр. Знамени Гос.
драматич. театр им. М. Азизбекова, М., 1951, с. 158-163. А. Шн.
АЛМАСЗАДЕ, Гамэр Гаджи Ara кызы (р. 10. III. 1915) - азербайджанская
советская артистка балета, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1959). Член
КПСС с 1945. Творч. деятельность начала в 1930 в Т-ре оперы и балета им.
Ахундова (Баку). Была первой балериной-азербайджанкой. Дебютировала в
1931 в роли Тао Хоа. Училась в Бакинской студии. В 1936 i окончила
Ленингр. хореогра-фич. уч-ще (педагог М. Ф. Романова-Уланова). С
1936солистка Т-ра им. Ахундова. Яркостью характеристики отличаются
партии, исполненные А. в нац. балетах: Гюльянак ("Девичья башня"
Бадалбейли, 1940), Гюлыпен ("Гюлыпен" С. Гаджибекова, Ст. пр. 1952),
Айша ("Семь красавиц" Караева, 1952). А. создала образы, исполненные
драматизма и поэзии. Выразительная пластика, мягкость сочетаются в
иск-ве А. с движениями, присущими азерб. нар. танцу (игра плечами и
кистями рук, "плывущая" походка и т. д.). Тонкостью, лирикой отмечены
партии в классич. балетах: Одетта-Одиллия; Маша ("Щелкунчик"), Мария,
Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Раймонда. С 1953 А.- гл. балетмейстер
Т-ра им. Ахундова: пост. спектакли:
"Девичья башня" Бадалбейли (1940), "Гюлыпен" С. Гаджибекова (1950),
"Красный цветок" (1954), "Лауренсия" Крейна (1956) и др. В 1936-37
руководила танц. группой Азерб. ансамбля песни и пляски, ставила нар.
танцы. С 1936 ведёт педагогич. работу в Бакинском хореографич. уч-ще.
Автор ряда статей по азерб. балетному иск-ву.
"AJIMACT" - опера А. Спендиарова, либр. С. Парнок по поэме О.
Туманяна "Взятие Тмкаберда" (окончат, редакция партитуры и дополнения-М.
Штейнберга). Пост. 23 июня 1930, филиал Большого т-ра (Надир-шах - Г.
Пирогов, Алмаст - Максакова, Татул - АН. Иванов. Дирижёр Штейнберг,
пост. Шарашидзе); Одесский т-р оперы и балета (1930; на укр. яз.;
дирижёр Столерман, пост. Гречнева, худ. Сарьян, балетм. Моисеев); Т-р
оперы и балета, Тбилиси (1932; на груз. яз.; дирижёр Столерман, реж.
Цуцунава); 20 янв. 1933 т-р оперы и балета им. Спендиарова (Ереван, на
арм. яз., пост. на открытии т-ра).Либр. Парнок и Ахумяна, дирижёр
Столерман (последующими спектаклями дирижировал Будагян) (реж.
Бурд-жалов, худ. Сарьян). В 1939 опера была показана тем же т-ром на
декаде арм. иск-ва в Москве (во 2-й редакции) (Татул - Лисициан, Алмаст
- Сазандарян, Рубен - Пого-сян, Надир-шахИсецкий-Иоанисян, Шейх -
Гусельников, Ашуг - Габриэлян, Шут - Багдасарян. Дирижёр Будагян, пост.
Ованесяна, худ. Сарьян, балетм. Арбатов, хормейстер Никольский). Среди
|
|