|
исполнителей в последующие годы: Шара Тальян, Сердобов - Татул,
Шахназарян, Аветисян - Алмасти др. В 1953 опера была пост. в Т-ре оперы
и балета им. Навои (Ташкент).
И з дания.- М., изд. Гос. театров оперы и балета, 1930. Лит.: Абасова
Э., Опера "Алмаст" А. Спендиарова, Баку, 1958; Тигранян Г., Александр
Афанасьевич Спен-диаров, М., 1959, с. 221-306. Я. Гр.
АЛМЕЙДА (Almeida), Франсишку Атониу д' (г. рожд. неизв.-ум.
1755)-португальский композитор. Основоположник португ. нац. оперы.
Музыке обучался в Лисабоне и Италии. Автор первой португ. оперы
"Терпение Сократа" (Лисабон, 1733), опер "Хитрая сумасшедшая" (Лисабон,
1735), "Спинальба, или Старый безумец" (Лисабон, 1739), ораторий и др.
соч.
Лит.: Vieira E., Diccionario biografico de musicos portuguezos, v. l,
Lisboa, 1900. Иг. Ф.
АЛМЕЙДА-ГАРРЕТ (Almeida Garrett), Жуан Бап-тишта да Силва Лейтан (da
Silva Leitao) (4. II. 1799-9. XII. 1854) - португальский писатель и
драматург, общественно-политический деятель. Род. в Порту. В 1816
поступил на юридич. ф-т ун-та в Коимбре. Для университетского т-ра А.-Г.
написал свои первые трагедии "Лукреция", "Ксеркс" (1819), "Меропа"
(1820) и др., явившиеся подражанием др.-греч. классикам. В 1820 А.-Г.
написал первую драму на нац. сюжет - "Афонсу д'Албукерки". В 1821 в
Лисабоне была пост. трагедия А.-Г. "Ка-тон", проникнутая идеями
революции 1820, борьбы против англ. оккупации и феод. реакции. В конце
30-х гг. 19 в. А.-Г. разработал план создания нац. португ. т-ра. По его
инициативе были открыты школы драматич. иск-ва и начато строительство
Нац. т-ра в Лисабоне (открыт 1846). Работая в 1836-42 генеральным
инспектором т-ров, А.-Г. боролся за создание нац. репертуара, за.
вытеснение второсортных переводных пьес, господствовавших в то время на
португ. сцене. В этот период А.-Г. написал пьесы: "Ауту Жила Висенте"
(1838, т-р "Руа душ Кондиш" Лисабон), "Дона Филиппа ди Вильена" (1840),
"Оружейник из Сантарена" (1842), "Брат Луиж ди Соуза" (1843, т-р "Квинта
ду Пиньейру" в Ларанжейраше; самА.-Г. играл роль Телмо). Эти пьесы посв.
различным периодам истории Португалии, связанным с борьбой против исп.
завоевателей; в них созданы яркие характеры суровых, стойких, гордых
героев, порой погибающих в тяжёлой борьбе. Пьесы А.-Г. исполнены поэзии,
написаны со знанием законов сцены; оказали значит, влияние на
последующее развитие порту г. т-ра.
Соч.: Obras completas, v. l-2, Rio de Janeiro - Lisboa, 1904. Ал. С.
АЛМИ (Almi), Алфонс (р. 20. VIU. 1904) - финский артист оперы
(драматический тенор). Пению обучался в Хельсинки у X. Гранфельт.
Впервые выступил на оперной сцене в 1931 в Сортавала. С 1934 А.- ведущий
певец "Финской оперы". Партии: Ше-мейкка, Антти ("Юха", "Северьяне"
Мадетои), Тристан ("Тристан и Изольда" Вагнера), Канио, Хозе, Радамес,
Герман и др. Выступает в концертах. С 1938 А. - активный участники
руководитель различных фин. театр.-обществ. организаций. А. С., С. Л.
АЛОГИЗМ (от греч. a - частица отрицания и Кбуос - разум) -
литературно-стилистический приём, характеризующийся логич. разрывами
речи, нарушением логич. связи между речевыми оборотами, фразами, отд.
частями диалога. Применяется обычно для большего ко-мич. эффекта. А. -
существенный элемент народной драмы, употребляется нередко и "в
профессиональных лит.-драматич. произведениях. Особенно значительна роль
А. в эстрадно-цирковой драматургии (в клоунских репризах, диалогич.
конферансах, сатирич. монологах и пр.). А. является осн. приёмом в
эксцентрике (в цирке, на эстраде). Л. Шн.
АЛОНСО (Alonso), Алисия (наст. фам. М а р т и-н e с, Martinez) (р.
21. XII. 1921) - кубинская артистка балета. Училась хореографич. иск-ву
в Гаване, затем в Нью-Йорке. В 1941-42, 1943-48, 1951-56 работала в
труппе "Балле тиэтр" (Нью-Йорк), исполняла гл. партии в т. н.
"психопатологических" балетах ("Подводное течение" на муз. Шумена и
др.). А. выступала также и в классич. балетах: Коппелия, Жизель,
Одетта-Одиллия и др. Среди др. партий А.:
Терпсихора ("Аполлон" Стравинского), Флоринда ("Синяя Борода"
Оффенбаха), партия балерины ("Темы и вариации" на муз. Чайковского) и
др. Исполнение А. отличается чёткостью танц. рисунка, большой драматич.
насыщенностью, остротой решения образов. Однако натуралистич. детали,
к-рыми изобиловали балеты репертуара "Балле тиэтр", наложили нек-рый
отпечаток и на творчество А. В 1948 А. совм. с танцовщиком Ф. Алонсо
организовала кубинскую труппу "Балет Алисии Алонсо" (в наст, время
"Балет Кубы"). Работала также как балетмейстер. В 1958, 1960
гастролировала в СССР.
Лит.: A m b e r g (т., Ballet in America, N. Y., 1949. Ham. P.
АЛПЕРС, Борис Владимирович [р. 11 (23). III. 1894] - русский
советский театровед. Доктор искусствоведения (1946). Окончил юридич. ф-т
Петроградского ун-та (1918). Был художеств. руководителем т-ра Новой
драмы в Петрограде (1921-24), зав. лит. частью в Моск. т-ре Революции
(1924-27). Лит. деятельность начал в 1921. Занимается гл. обр. рус.
дореволюционным и сов. театром. Автор ряда статей и книг. Осн. работа А.
- "Актерское искусство в России" (1945). С 1925 ведёт педагогич. работу
(с 1939 - в ГИТИСе). Профессор (с 1943).
Соч.: Театр Революции, М., 1928; Театр социальной маски, М.-Л., 1931;
|
|