|
Перевёл и пост. пьесы: "Голос Америки" Лавренёва (1951), "Украденное
счастье" Франко (1954), "Тар-тюф" (1956) и др. Реалистич.
выразительностью отмечены пост. А. пьес каракалпакских и узб.
драматургов: "Сердечные тайны" Рахманова (1954), "Больные зубы" Каххара
(1955), "Равшан" Аймурзаева (1956), "Бахыт" Ходжаниязова (1957). Автор
муз. драм: "Гариб ашик" (совместно с А. Бегимовым), "Равшан", "Сорок
девушек" (совместно с Д. Ай-мурзаевым). Т. Б.
АЛЛАН-ДЕПРЕО (Allan-Despreaux), Луиз Розали (20. II. 1810-22. II.
1856) - французская актриса. Род. в Монсе в семье директора т-ра.
Воспитанница актёра Ф. Ж. Тальма. С 10 лет играла детские роли в
парижском т-ре "Комеди Франсез". В 1827 окончила драматич. класс
консерватории. В 1827-30 выступала в "Комеди Франсез", в 1831-36 - в
т-ре "Жимназ" (Париж). В 1837-47 играла во франц. труппе петерб.
Михайловского т-ра. По возвращении во Францию А.-Д. становится одной из
лучших актрис "Комеди Франсез" на амплуа "гранд-кокет". Была блестящей
исполнительницей ролей в пьесах А. де Мюссе - мадам де Лери ("Каприз",
1847), маркиза ("Нужно, чтобы дверь была открыта или закрыта", 1848),
графиня Вернон ("Всего не предусмотришь", 1849), Жаклина ("Подсвечник",
1850) и др., а также Э. Скри-ба - Коринна ("Пуфф", 1848), герцогиня
Бульонская ("Адриенна Лекуврёр", 1849), графиня д'0тре ("Дамская война",
1850) и др. Привлекала аристократич. зрителей Франции и России
изысканностью и элегантностью манер, умением изящно носить театр.
костюм.
Лит.: De Manne E.D. et Menetrier С., (Galene historique de la
Comedie-Francaise pour servir de complement a "la Troupe de Talma",
Lyon, 1876; L y о n n e t Ch., Dictionnaire des comediens francais, P.,
1912-1913. E. Ф.
АЛЛАРИ (Allarie), Пьеретта (p. 1919) - канадская артистка оперы
(сопрано). Пению обучалась у 3. Шуман. Одна из крупнейших проф.
канадских оперных певиц. На оперной сцене выступила впервые в Монреале в
1945. С этого же года пела на сцене "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и
одновременно - в "Гранд-Опера" и "Опера комик" в Париже. Гастролирует в
театрах Канады и США. В репертуаре А. - колоратурные и лирич. партии, в
т. ч. Керубино ("Свадьба Фигаро"), Миньон (о. п. Тома), Лакме (о. п.
Делиба), Оскар ("Бал-маскарад" Верди) и др. Наибольшую известность
завоевала исполнением партий в операх Моцарта. Выступает также как
концертная певица. Л. М.
АЛЛЕГРО (итал. allegro - весёлый; как муа. термин - весело, живо) -
1) В музыке - быстрый темп и связанный с ним оживлённый
(первоначальновесёлый) характер исполнения. 2) В балете - быстрая часть
па-де-де, па-де-труа, па даксъон, гран па или развёрнутый массовый
заключит, танец акта. 3) Часть урока клас-сич. танца, включающая
упражнения, выполняемые в быстром темпе. Способствует развитию техники
прыжка и различных быстрых вращений (пируэтов, туров и др.).
АЛЛЕЙН (АПеуп), Эдуард (1566-25. XI. 1626)- английский актёр. В 1583
играл в труппе лорда Вус-тера, с 1587 - в труппе "Слуги лорда адмирала"
(Лондон), выступавшей в 1594-97 в т-ре "Роза" антрепренёра Ф. Хенсло.
С 1600 - владелец т-ра "Фортуна". А. - крупнон-ший актёр-трагик,
прославившийся исполненном ролей титанич. героев в трагедиях "Тамерлан"
и "Фауст" Марло. Его соперником был Р.Бёрбедж, игравший в труппе
Шекспира. Предполагают, что иронич. замечание Гамлета о трагике, к-рый
"рвёт страсть в клочки", Шекспир направил в адрес А. А А
АЛЛЕН (Alien), Виола (27.X.1869-9. V. 1948)- американская актриса.
Дебютировала в т-ре "Мэдисон-сквер" (Нью-Йорк) в 1882, в пьесе Ф. Вернет
"Эсме-ральда" (по Гюго), где исполняла заглавную роль. В 1886 успешно
выступала вместе с Т. Сальвини во время его гастролей в США. В 1893--98
работала в труппе Ч. Фромана, была одной из ведущих актрис "Эмпайр сток
компани". Роли: Виола, Гермиона, Пердпта ("Двенадцатая ночь", "Зимняя
сказка") и др. Оставила сцену в 1916.
Лит.: О d е 1 1 . С. D., Annals of the New York stace, N. Y.,
1927-30.
АЛЛИН (Allin), Норман(р. 19. XI. 1884) - английский артист оперы
(бас). Пению обучался в Муз. колледже в Манчестере у Дж. Эктона. Один из
основателей (в 1922) и директоров Британской нац. оперной компании.
Впервые выступил на оперной сцене в Лондоне в 1916. А.- один из
популярных англ. певцов, его исполнение отличается строгостью,
сдержанностью, точным следованием замыслу композитора. Партии: Борис
Годунов; Зарастро ("Волшебная флейта"), Гурнеманц ("Парсифаль" Вагнера),
барон Оке ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Досифей ("Хованщина)) и др.
Выступает в концертах, занимается педагоги ч. работой (с 1944 -
профессор по кл. пения Муз. академии в Лондоне). Л. А/.
АЛМА-АТА - столица Казахской ССР с 1929 (456 тыс. жит. на 1959).
До 1920-х гг. (б. гор. Верный) постоянных т-ров не было. В 1928 из
Кзыл-Орды в А.-А. переведён Казах, республиканский т-р. В 1933 создан
рус. т-р, труппа к-рого формировалась каждый сезон заново; позднее в
рус. т-ре сложился постоянный коллектив. В 1933 организован Казах, муз.
т-р. В 1936 в А.-А. переведён гастролировавший в республике рус. оперный
т-р, к-рый вскоре был объединён с Казах, муз. т-ром. В 1944 создан т-р
для детей и юношества.
В А.-А. работают (I960): Казах, т-р драмы; Рус. т-р (оба т-ра в одном
|
|