|
её директором, администратором, режиссёром и композитором). В А. м. было
поставлено ок. 20 опер Люлли, оказавших большое влияние на развитие
оперного жанра в стране. Их успех утвердил положение А. м. как
постоянного оперного т-ра. После смерти Люлли (1687) А. м. продолжала
свою деятельность под руководством различных директоров, в разных
помещениях, неоднократно изменяя своё название. В 1737-60 в А. м.
ставились оперы Ж. Рамо. В 1773-79 успех опер X. Глюка дал возможность
А. м. освободиться от преобладания итал. репертуара. После франц. бурж.
революции конца 18 в. в репертуар А. м. были включены оперы П.
Мон-синьи, Ф. Госсека, Э. Мегюля, позднее Ф. Филидора и др. франц.
композиторов. В 19 в. А. м. продолжала оставаться крупнейшим муз.
центром Европы. В 1871 была переименована в Нац. т-р оперы, для к-poro в
1875 построено новое помещение; с это" го же года т-р получил
наименование Гранд-Операм. Л. М.
АКАДЕМИЯ ТАНЦА (королевская) (Academie Royale de Danse) - основана в
Париже в 1661 королём Людовиком XIV. Задачей её было изучение искра
танца. А. т. состояла из Совета, в к-рый входило 13 мастеров танца,
регулярно собиравшихся в таверне, недалеко от Лувра. А. т. занималась
кодификацией придворных и характерных танцев. После нападок,
содержавшихся в "Письмах о танцев Ж. Ж. Новера, упрекавших Академию в
консерватизме, в 1780 А. т. прекратила своё существование.
Восстановленная в 1856 как частная организация (под названием
Императорская), вскоре закрылась. Л'. M'.
АКБАРОВ, Икрам (р. 1.III. 1921) - узбекский советский композитор.
Окончил Ташкентскую (1945) и Ленинградскую (1950) консерватории,
аспирантуру Ленпнгр. консерватории (1953). С 1954 А.- преподаватель
Ташкентской консерватории. Автор балета "Мечта" (Т-р оперы и балета им.
Навои, 1951), муз. комедии "Очарован тобой" (совм. с М. Бурхановым и М.
Левиевым, Ташкент, 1958), симф., вокальных, камерно-инструментальных
соч., музыки к спектаклям, в т. ч. к пьесе К. Яшена "Путеводная звезда"
(1957, Т-р им. Хамзы), фильмам и др.
АКЙЛОВ, Исахар (р. 14.VII. 1914) - узбекский советский балетмейстер.
Засл. арт. Узб. ССР (1942). С 1929 - актёр и танцовщик узб. муз.-драм.
т-ра в Самарканде. С 1937 - балетмейстер узб. филармонии. Создал
хореографич. композиции, отражающие жизнь советских людей: бухарский
хороводный танец, массовый женский танец "Привет девушкам", сюиты "Эпоха
свободы", "Праздник труда" и др. Л. А.
АКИМОВ, Виктор Акимович [р. 16(29).!. 1902] - русский советский
актёр. Нар. арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1950. Сценич. деятельность
начал в 1920 в Центр, показательном красноармейском рабочем т-ре. В
1921-24 занимался в молодёжной студии при Харьковском т-ре. Одновременно
был актёром этого т-ра. В последующие годы играл в т-рах Орехово-Зуева,
Днепропетровска, Краснодара, в 1933-44 - в Т-ре рус. драмы в Баку. Роли:
Костя-Капитан ("Аристократы" Погодина), Швандя ("Любовь Яровая"),
Сафонов ("Русские люди"), Протасов ("Живой труп"), Егор Булычев; Кутузов
("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва) и др. С 1944 А. - в труппе
Сталинградского т-ра. Роли: Стессель ("Порт Артур" Степанова и Попова),
Берсенев ("Разлом"), Климов ("Совесть" Чепурнна, Ст. пр. 1951), Часовщик
("Кремлёвские куранты"), Макферсон ("Русский вопрос"), Бубнов и Яков
Ма-якин ("На дне" и "Фома Гордеев"), Городничий; Че-бутыкин ("Три
сестры"), Боков ("Большие хлопоты" Ленча) и др. Образы, созданные А.,
отличаются чёткостью внешнего рисунка, органичностью, жизненной
достоверностью.
АКИМОВ, Михаил Филиппович [р. 2(14). VII. 1895]- чувашский советский
писатель, драматург, театральный деятель. Автор первой чувашской пьесы
"Безвременная смерть" (1918, Чувашский передвижной театр),
рассказывающей о тяжёлой жизни чувашских крестьян до Октябрьской
революции, а также пьесы "Илюк" (изд. 1920, не пост.) о чуваш.женщине. В
1918-20 принимал участие в работе Чувашского т-ра (Чебоксары).
Лит.: Уяр Ф., Хрестоматия чувашской советской литературы, Чебоксары,
1948; С и р о т к и н М., Очерк истории чувашской советской литературы,
Чебоксары, 1956. ф. р.
АКИМОВ, Николай Павлович [р. 3(16).IV. 1901] - русский советский
режиссёр и художник. Нар. арт. СССР (1960). Род. в Харькове в семье
ж.-д. служащего. В
1915-19 учился в художеств. мастерской под рук. М. В. Добужинского,
А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева в Петрограде. Как театр. художник впервые
выступил в 1922 в Харьковском детском т-ре. С 1923 - в Ленинграде.
Работал в т-рах "малых форм" ("Балаганчик", "Вольная комедия", Ленингр.
т-р Сатиры), затем в Ленингр. академия, т-ре драмы, Большом дрям. т-ре и
др. Творчество А.-художника характеризуется острым чувством
современности, разнообразием приёмов, поисками новых выразит, средств,
законченностью и точностью формы, графичностыо. А. оформил спектакли:
"Конец Криворыльска" Ромашова (1926), "Бронепоезд 14-69" (1927), "Страх"
(1931) - в Ленингр. академич. т-ре драмы; "Человек с портфелем" Файко
(1928) - в Моск. т-ре Революции; "Разлом" (1927);
"Заговор чувств" Олеши (1929), "Коварство и любовь" (1930) - в Т-ре
им. Вахтангова; "Любовь Яровая" (1936); "Школа злословия" Шеридана
(1940), "Офицер флота" Крона (1945) - в МХАТе. С 1929 А. работает как
режиссёр, одновременно оформляя свои спектакли; 1-я самостоят, работа
|
|