|
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР - почётное звание, к-рое даётся в СССР крупнейшим
и старейшим театрам республик. Было введено в 1919. Наименование "А. т."
получили 6 старейших т-ров страны: Большой, Малый, Художественный в
Москве, Александрийский (ныне - т-р драмы им. А. С. Пушкина), Мариинский
(ныне - т-р оперы и балета им. С. М. Кирова) и Михайловский (ныне -
ленингр. Малый оперный т-р) в Петрограде. В 1920 моек. А. т. были
объединены в Ассоциацию А. т. (существовала до 1921), в к-рую через
нек-рое время вошли и петроградские А. т. (а также 2 московских не
академии, т-ра - Камерный и Моск. т-р для детей). Ассоциация А. т. имела
свой орган - журн. Культура театрам.
А. т. подвергались ожесточённым нападкам со стороны представителей
"левого" иск-ва, отрицавших значение культурного наследия прошлого.
В конце 20-х-нач. 30-х гг. в связи с развитием сев. театр. иск-ва
число А. т. значительно увеличилось. В эти и последу ющие годы почётное
звание А. т. получили: Т-р им. Е. Вахтангова в Москве, Укр. т-р оперы и
балета им. Шевченко (1926) и Укр. т-р им. И. Франко (1940) в Киеве, Тат.
т-р им. Г. Камала в Казани (1926), Узб. т-р им. Хамзы в Ташкенте (1933),
Тадж. т-р им. Лахути в Сталинабаде (1939), Укр. т-р оперы и балета им.
Лысенко (1939) и Укр. т-р им. Шевченко в Харькове (1947), Туркм. т-р
драмы им. Сталина в Ашхабаде (1956), Латв. т-р драмы (1949) и Латв. т-р
оперы и балета (1956) в Риге, т-р "Эстония" (1950) и Т-р драмы им. В.
Кингисеппа (1957) в Таллине и др. Л. Шн.
АКАДЕМИЯ ГРАНЕЛЛЕСКИ - шуточная литературная академия в Венеции в 18
в. См. Гранеллески.
АКАДЕМИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА в Гаване - см. Кубинская академия
драматичен ского искусства.
АКАДЕМИЯ ИМ. СИБЕЛИУСА - высшее музыкально-театральное учебное
заведение Финляндии. Основана в 1882 композитором и преподавателем
музыки М. Вегелиусом. Первоначально А. и. С. именовалась
Гельсингфорсским муз. ин-том (1882-1924), затем-Хельсинкской
консерваторией (1924-39); в 1939 консерватории было присвоено имя Я.
Сибелиуса, к-рый учился здесь в 1885-89 по классу композиции у
Вегелиуса. А. и. С.- учебное заведение с мн. отделениями; имеется класс
оперного пения, в к-ром преподаются также декламация, пластика,
актёрское мастерство и т. д. А. и. С. воспитала крупных нац. музыкантов
- А. Ярнефельта, Э. Мелартина, Т. Ку-ула, Т. Ханникайнена и др. С. Л.
АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ (Akademie musickych emeni, AMU) - высшее
театральное учебное заведение в Чехословакии. Создана в 1948 в Праге. А.
и. имеет ф-ты: театральный, музыкальный и кино. Театр. ф-т готовит
режиссёров и актёров для драматич. (в т. ч. кукольных) т-ров и
театроведов, музыкальный - музыкантов-исполнителей и теоретиков музыки,
кинофакультет - режиссёров, операторов и сценаристов. При Академии
работает учебный т-р - ДИСК и кукольный т-р. Л. Сол.
АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ ИМ. ЛУ СИНЯ-высшее учебное заведение в Китае.
Организована в начале 1938 в Яньане. Одна из первых художеств. школ,
созданных на территории революц. Китая. В состав А. и. входили отделения
литературы, т-ра, музыки и изобразит, иск-ва. При А. и. имелись
научно-исследоват. кабинет и экспериментальная театр. труппа. А. и.
сохраняла и развивала революц. традиции кит. искусства, возникшие в
период освободит, движения 4 мая 1919. Важное место в учебной работе
занимало изучение иск-ва и лит-ры Сов. Союза. В работе А. и. принимал
участие выдающийся композитор Си Син-хай (1905-45). Среди первых
руководителей и педагогов А. и.- театр. деятели Чжоу Ян, Люй Цзи, Хэ
Ци-фан, Чжоу Ли-бо, Чжан Гэн. В 1943 педагоги и учащиеся Академии
приняли активное участие в движении за создание янгэ
(песенно-танцевальных представлений на сов р. тематику), в руководстве
этим движением. В этот период учащиеся А. и. Хэ Цзин-чжи и Дин Ни
создали известную оперу "Седая девушка". А. и. существовала до 1949,
затем влилась в Объединённый северокитайский ун-т.
АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ (Национальная академия музыки) (Academie de Musique)
- французский оперный т-р в Париже. А. м. основана в 1671 аббатом П.
Перроном, маркизом де Сурдеаком и Р. Камбером, получившими в 1669 от
короля Людовика XVI концессию на 20 лет на организацию "оперных
академий" (т. е. муз. представлений) в Париже и др. городах.
Предшественницей А. м. была "Академия музыки и поэзии", организованная
поэтом де Вефом и музыкантом Ж. де Курвилем в 1570 и просуществовавшая
до 1572. В 1581 в Бурбонском дворце был пост. спектакль "Королевский
комический балет", сочетавший пение, музыку и танцы (пост. Б. де
Бо-жуайс, стихи ла Шенайля, муз де Больё и де Кур-виля, декорации Ж.
Патена); принципы этой постановки легли в основу создания придворного
муз. т-ра во Франции. А. м. открылась постановкой пасторали "Помона"
(опера-балет со стихами П. Перрона и музыкой Р. Камбера, пост. Вошампа);
этот спектакль имел большой успех и шёл в течение 8 месяцев. Труппа
Академии состояла в этот период из 5 солистов (из них 4 женщины), 15
участников хора и 13 артистов оркестра. В нач. своей деятельности эта
труппа находилась под влиянием итал. т-ра. Вскоре в результате
придворных интриг Перрон вынужден был закрыть А. м. Однако уже в 1672 Ж.
Б. Люлли удалось получить новую концессию на своё имя и снова открыть А.
м. под назв. "Королевская академия музыки". На премьере была исполнена
опера-балет "Праздник любви и Бахуса" Люлли, возглавлявшего А. м. (был
|
|