|
превзойти друг друга в исполнении песен. А., вошедшие в быт народа,
заключают в себе элементы драм. действия; развивают искусство
импровизации (песни сочиняются экспромтом), речевую культуру. В старину
А. проводились в торжественной обстановке, красочных костюмах,
представляли собой вид зрелища.
Лит.: А у э з о в М., Соболев Л., Эпос и фольклор казахского народа,
"Литературный критик", 1940, № 1; М у к а н о в С., Истоки казахского
народного теата, "Литература и искусство Казахстана", 1941, № 1, с.
5-91. р Я. Л.
АЙХЕНВАЛЬД, Юлий Исаевич 112(24).!. 1872- 1928] - русский
литературный критик. Окончил историко-филологич. ф-т Новороссийского
ун-та (1894). Писал статьи и рецензии в журналах "Вопросы философии и
психологии", "Русская мысль", "Вестник воспитания", в газете "Русские
ведомости" и др. Автор книг ("Пушкин", 1908, "Этюды о западных
писателях", 1910, и др.). Работы А., активно утверждавшего идею
"искусства для искусства", носят эстетский, субъективистский характер. В
журнале "Русская мысль" А. помещал систематич. обзоры о драм. т-рах
Москвы. Бурную полемику вызвала статья А. "Отрицание театра" (1912), в
к-рой автор отрицал т-р как искусство, утверждая, что он является лишь
"подделкой жизни". С 1922 жил за границей.
Лит.: В сперах о театре. Сб. статей. М., 1914 (имеется также текст
ст. А. "Отрицание театра"); Юрьев Ю. М., Записки, т. 2. 1893-1917, Л.М.,
1945, с. 414-416.
"АЙЧУРЕК ("Л унная красавица") - опера В. Власова, А. Малдыбаева и В.
Фере, либр. К. Маликова, Ю. Турусбекова и Д. Боконбаева (сюжетом для
оперы взят эпизод из 2-й части кирг. нар. эпоса "Манас" - "Семетей",
рисующий борьбу девушки Айчурек за независимость своей родины). Первая
кирг. нац. опера. Пост. 15 апр. 1939, Фрунзе. 26 мая 1939 показана на
открытии декады кирг. иск-ва в Москве (Семетей - Садыков, Айчурек -
Киизбаева. Толтой - Ешимбеков, Чинкоджо - Боталиев, Кульчоро -
Малдыбаев, Калыйман - Куттубаева, Чачикей - Герштейн; дирижёр
Целиковский, пост. Куттубаева, реж. Васильев. худ. Штоффер, хормейстер
Меркулов, балетм. Холфин). И з д а н и я.-"А", М.,Музгиз, 1956, рус.
текст В. Виннинова. Лит.: Львов Н., Киргизский театр. Очерк истории, М.,
1953, стр. 93-103. Я. Гр.
"ACADEMJA" - русское советское книгоиздательство, существовавшее в
Ленинграде, затем в Москве в 1922-38. Возникло при Гос. ин-те истории
иск-в, в 1933 перешло в ведение Главискусства. В многообразной
издательской деятельности "А." видное место занимали книги по
драматургии и т-ру ("Книга комедий" Аристофана, "Трагедии" Сенеки,
"Драматические произведения" Б. Джонсона, "Восточный театр" и др.). "А."
издано много театрально-мемуарной литературы ("Записки актёра" М. С.
Щепкина, "Записки" П. А. Каратыгина, "Записки современника" С. П.
Жихарева, "Моя жизнь в искусстве" К. С. Станиславского, "Жизнь и
творчество русского актёра Павла Орленева", "Рассказ о прошлом" В. Н.
Давыдова и т. д.). Издания "А.", в большинстве хорошо оформленные, имеют
вводные статьи и подробные примечания, многие из к-рых, однако, содержат
серьёзные ошибки формалистич. и вульгарно-социологич. характера.
Лит.: "Каталог изданий "Academia" за 1929-33 с приложением плана
изданий на трехлетку 1933-1935", М.- Л., 1932. А. Шн.
АКАДЕМИИ (от греч. *Axa6rn,ia-философская школа, основанная философом
Платоном близ Афин)- название некоторых высших учебных, научных или
художественных учреждений, объединяющих крупнейших специалистов в данной
области науки или искусства. Театральные А. зародились в Италии в эпоху
Возрождения. Уже в 15 в. членами гуманистических итальянских А.
предпринимались опыты постановок произведений античной драматургии
(напр., пост. "Эмпидика" Плавта членами римской А. "Помпониана", 1468).
Более активную театр. деятельность развернули А. в Италии в 16 в., когда
наряду с пост. пьес древних авторов они начали ставить оригинальные
драм. произведения, сочинённые членами А. (в т. ч.: П. Аретино, А.
Пикколомини, Г. Баргальи, Дж. Чекки, Дж. Джелли и др.). Это была
гуманистич. драматургия светского содержания, противостоящая
средневековому мистериальному т-ру. Из итальянских А. 16 в. наиболее
значительные:
"Конгрега де Роцци" в Сиене, "Костанти" во Флоренции, "Семпитерни" в
Венеции, "Олимпика" в Ви-ченце (для к-рой арх. А. Палладио было
построено одно из самых совершенных театр. зданий эпохи Возрождения),
"Фантастичи" во Флоренции и др. Нек-рые из А. ("Элевати" во Флоренции,
"Инвагити" в Мантуе и др.) специализировались на постановке муз. драм
(мелодрам) К. Монтеверди И. Мелани, Ф. Кавалли и др. Спектакли А. обычно
подготавливались под рук. и с участием членов А., в них выступали также
профессиональные актёры и театр. любители. В 17 в. А., разрабатывающие
жанры иуз. т-ра (опера, балет), возникли во Франции (Академия танца,
Академия музыки), в Англии (Академия музыки), а также в Испании,
Германии, Нидерландах и др. С концом эпохи Возрождения наступает закат
театр. А", которые сменяются проф. т-рами.
В 19-20 вв. театр. Академии возрождаются в нек-рых странах как
разновидность высшей театр. школы (Академия искусств им, Лу-Синя в КНР и
др.).
Лит.: Storia delle Accademia d'Italia, v. 1-2, Bologna, 1926-27.
|
|