Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Театральная Энциклопедия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3423
 <<-
 
кружка  художеств.  самодеятельности.  В  1933  был  принят   в   труппу
Казахского т-ра драмы (Алма-Ата). Первая роль - Граммофонов в пьесе "Мой
друг"  Погодина.  Исполнял   преим.   роли   героев.   Позднее   занялся
режиссёрской работой (в 1947-51  был  гл.  режиссёром  театра).  С  1953
работает в кино как актёр и режиссёр.
   Творчество А. характеризуется глубоким реализмом, яркостью социальной
и  психологической  характеристик,  внутренним  драматизмом  и   сильным
темпераментом. Он создал монументальные героич. образы. Среди ролей  А.:
Ахан-сере ["Ахан-сере и Актокты" ("Трагедия поэта") MycpenoBaJ,  Иса-тай
("Исатай и Махамбет" Ахинжанова), Кобланды(о.п. Ауэзова). С публицистич.
страстностью  играет  А.  роли  современников:  Кидд  ("Голос   Америки"
Лавренёва), Кривенко ("Победители" Чирскова),  Бретт  ("Глубокие  корни"
Гоу и д'Юссо). Яркой сатиричностью,  обличит.  силой  отмечены  отрицат.
образы А.: Казанцев ("Ночные раскаты" Ауэзова), Кодар  ("Козы  Корпеш  и
Баян Слу" Мусрепова). Играя роли Шадрина ("Человек  с  ружьём"),  Тихона
("Гроза"), Сатина ("На дне"),  А.  создал  подлинно  русские  характеры,
раскрыл идейную сущность образов. С  ярким  темпераментом  и  комедийным
блеском исполнял А. роль Петруччио ("Укрощение строптивой").  Комедийное
дарование А. проявилось в одной из его первых работ - в роли Хлестакова,
а также в роли Алдар-Косе (о. п. Хусаинова) и др. За участие в спектакле
"Абай"  (один  из  авторов  инсц.,  реж.  спектакля,  исполнитель   роли
Ведущего) удостоен в 1952 Сталинской премии. Пост. спектакли: "Дружба  и
любовь" Абишева, "Закон чести" Штейна, "Таланты и поклонники",  "Человек
с ружьём" и др. Снимался в кинокартинах "Песни Абая"  (Шарнп),  "Золотой
рог" (Досанов), "Джамбул" (заглавная роль) и др. Пост. фильмы  "Поэма  о
любви" (1953), "Дочь степей" (1954), "Наш милый доктор" (1958).
   АЙМАЧНЫЕ ТЕАТРЫ - областные театры Монголии. Труппы А. т. состоят  из
драматич., муз., вокальных и танцевальных  групп.  Возникли  из  муз.  и
театр. самодеятельных  кружков,  организованных  после  победы  народной
революции  в   Монголии   (1921)   в   аймачных   (областных)   центрах.
Организаторами этих кружков являлись представители городской и  сельской
интеллигенции,  члены  Революционного  союза  молодёжи.  Муз.   кружками
руководили  народные  музыканты,  драматическими-учителя.  Репертуар  пх
состоял из муз.-драматич. сценок бытового, лирич., сатирич.  содержания,
к-рые издавна создавались в народе и исполнялись в юртах,  на  гуляниях,
во  время  празд-никбв.  Участники  кружков  выезжали  с  концертами   и
спектаклями на летние и зимние стойбища.
   В 1946 в Улан-Баторе были организованы  двухлетние  муз.-драм.  курсы
для наиболее способных участников художеств. самодеятельности, и в  1948
из числа окончивших эти курсы создан первый проф. (муз.-драм.)
   А. т.  в  Чойбалсане.  В  1942  Улан-Баторский  муз.-театр.  техникум
выпустил группу казахских актёров, на основе к-рой создан Баинульгинский
А. т., сначала полу профессиональный, затем  (с  1956)  профессиональный
театр. В 1950 создан  А.  т.  в  Джаргаланте  (театр  возник  на  основе
самодеятельного кружка, существовавшего в этом городе еще с 20-х гг.). В
Улан-Баторе проводятся декады А. т. Г. У.
   АЙМУРЗА.ЕВ, Джолмирза [р. 8(21).I. 1910J -  каракалпакский  советский
драматург. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1957). Член КПСС с 1946.  В  1930
окончил педагогич. техникум в Турткуле. Лит. деятельность начал в  1927.
В 1933 написал муз. комедию "Бюрократы".  В  1956  окончил  высшие  лит.
курсы при Моск. лит. ин-те им. М. Горького. Автор  муз.  комедии  "Своей
палкой себя самого" (1940),  муз.  драм  "Лейтенант  Елмуратов"  (1943),
"Айгул и Абат" (3 варианта - 1946, 1948, 1958),  "На  берегу  Аму-Дарьи"
(1949), "Бердах" (2 варианта - 1950, 1958)  -  о  нац.  поэте,  "Равшан"
(1956, совм. с Алланазаровым) и др. Пьесы А. пост. в каракалпакском т-ре
им. Станиславского  (Нукус).  В  них  отражено  прошлое  каракалпакского
народа, борьба за Сов. власть, классовая борьба в ауле, жизнь  советских
людей, героизм современников в годы Великой Отечеств, войны  и  трудовые
подвиги тружеников с. х-ва. Т. Б.
   АЙНЙ (наст. имя - Садриддин Саидмурадович) [15(27).IV. 1878,  Соктари
(близ  Гиждувана),-15.УП.  1954,  Самарканд]  -   таджикский   советский
писатель, учёный. Засл.  деят.  наук  Тадж.  ССР.  Основоположник  тадж.
советской лит-ры. Драматургич. произв. А. не имеет,  но  его  имя  тесно
связано  с  тадж.   театр.   иск-вом;   произведения   А.   неоднократно
инсценировались. В Т-ре им. Лахути (Сталинабад) в 1954  пост.  спектакль
"Дохунда" (инсц. Дж. Икрами), в 1951 - "Обездоленная девушка" (инсц. Дж.
Икрами), в  1953  -  "Смерть  ростовщика"  (инсц.  С.  Саидмурадова,  М.
Касимова). Эти инсценировки шли также в других т-рах республики. Н. Н.
   АЙТАИ (Ajtay), Андор (р. 25.VII. 1903) - венгерский актёр. Засл. арт.
Венгерской Народной Республики (1953). С 1924 выступал в  провинциальных
т-рах,  с  1932-в  т-ре  Комедии  и  Национальном   т-ре   (в   качестве
гастролёра), в  1952-59-в  т-ре  Народной  Армии  в  Будапеште.  С  1959
работает в т-ре им. Пе-тёфи (Будапешт). Роли:  Клаузен  ("Перед  заходом
солнца" Гауптмана), Актёр ("На дне"). Человек в мантии  ("Такая  любовь"
Когоута). Работает также как  режиссёр;  пост.:  "Мать"  Чапека  (1956),
"Антигона" Ануя (1957), "Лебедь" Мольнара (1957), "Гостиница  "Астерия""
Штейна (1958) и др. Снимается в кино. Удостоен премий им. Ясаи (1953)  и
им. Кошута (1954).
   АЙТЫС (от айту - рассказывать) - состязание казахских народных певцов
(акынов). Своеобразный  певческий  диалог,  участники  к-рого  стараются
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3423
 <<-