|
Боря - Гербер, Кошечка - Орловская, Пёс - Цар-ман, Страус - Варламов;
балетмейстеры Радунский, Попко, Поспехин, дирижёр Файер, худ. Зимин). Д,
JJ.
АЙВАЗЯН, Артемий Сергеевич [р. 12 (25). VI. 1902]-армянский советский
композитор, виолончелист и дирижёр. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1939).
Член КПСС с 1955. Окончил консерваторию в Тбилиси по классу виолончели
(1923), консерваторию (1932) и Школу высшего мастерства (1935) в Москве.
В 1923 брал уроки композиции у А. Спендиарова в Ереване. В 1938-42
А.-худ. рук. Гос. эстрадного оркестра Арм. ССР, в 1943-45-директор и
худ. рук. т-ра Музкомедии в Ереване. Автор оперы "Тапарни-кос" (1938,
Театр оперы и балета им. Спендиарова), оперетт "Ашуг Мурад" (1944),
"Счастливый день"
(1945), "Кадж Назар" (1946), "Восточный дантист"
(1946) по А. Пароняну, "Старая болезнь" (1953) (пост. в Ереване),
камерно-инструмент., вокальных и др. соч. Я. Г р.
АЙДАРОВ (наст. фам.- Вишневский), Сергей Васильевич (1867-16. Vili.
1938) - русский советский актёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). В 1898
окончил драм. курсы Моск. театр. уч-ща (класс А. П. Ленского). В том же
году был принят в 'труппу моек. Малого т-ра, на сцене к-рого выступал до
конца жизни. Большое значение для А. имела его работа в Новом т-ре
(молодёжный филиал Малого т-ра) под рук. А. П. Ленского. А. обладал
большой культурой, творчество его было несколько рационалистично. Роли:
Крутицкий, Вышневский, Берендей, Иван Грозный ("На всякого мудреца
довольно простоты", "Доходное место", "Снегурочка", "Василиса
Мелентьева" Островского), Шпекин ("Ревизор"), Юлий Цезарь (о. п.
Шекспира), Аракчеев ("Аракчеевщина" Платона) и др. А. работал также как
режиссёр. Пост. в Малом т-ре пьесы Островского "Василиса Мелентьева"
(1914), "На бойком месте" (1915); "Перед зарёй" П. Гнедича (1910) и др.
В 1925- 1930 возглавлял студию им. Ермоловой. Вёл педагогич. работу (с
1904). В. Мае.
АЙДАРОВ, Ситдик Ханифеевич (1895- 13.IX.1938)- татарский советский
актёр, певец. Сценич. деятельность начал в 1912 в передвижной тат.
труппе "Сай-яр". В период гражданской войны - участник фронтовых театр.
бригад. С 1921 - артист Татарского показательного драм. т-ра в Казани
(ныне Т-р им. Г. Камала). Обладая хорошим голосом, А. выступал в муз.
спектаклях т-ра. Первый исполнитель ролей молодых лприч. героев. Роли:
Халиль ("Галия-бану Файзп), Батыржан ("Наёмщик" Гиззата), Булат
("Голубая шаль" Тинчурина). Драматич. дарование А. раскрылось в ролях
шахтёра Махмута ("В вороньем гнезде" Ш. Камала), Хлестакова, Фердинанда.
В 1934-38 учился в тат. оперной студии при Моск. консерватории. X. К.
АПЗМАН, Давид Яковлевич [14(26) JII.1869-26.IX. 1922] - русский
писатель и драматург. Род. в евр. семье. Учился в Одесской художеств.
школе и в Высшей школе искусств в Париже. Лит. деятельность начал в
1901. Примыкал к группе "Знание", возглавляемой М. Горьким. В своих
произв. А. изображал гл. обр. еврейскую среду; пьесы его проникнуты
ли-берально-гуманистич. протестом против самодержавия, с большой
натуралистичностью в них описывается жизнь евр. бедноты. Лучшую пьесу А.
"Терновый куст" высоко ценил Горький (пьеса была запрещена царской
цензурой, в 1906 пост: в Париже). А. написал также пьесы "Семейные дела"
(1910), "Правда небесная" (1912), "Латинский квартал" (1916), "Летний
роман" (1916), "Жёны" (1908, Александрийский т-р), "Консул Гранат"
(1918, Большой Дмитровский т-р, Москва) и др.
Соч.: Собрание соч., т. 1-7, СПБ, Изд-во "Просвещение", 1911-16 (в
томе 5-м пьеса "Жены"); Терновый куст, П., 1920;
Консул Гранат, П., 1923.
Лит.: М. Горький. Материалы и исследования. Сборник, т. 2, Л., 1936,
с. 305-47; Луначарский А. В., Критические этюды. Русская литература, Л.,
1925, с. 153-204.
АЙЗМАН, Николай Спиридонович [р. 2(15). XII. 19051 - чувашский
советский драматург. Род. в крестьянской семье. Занимаясь крестьянским
трудом, принимал активное участие в художеств. самодеятельности. В 1928
окончил нац. муз.-театр. студию (Чебоксары). После окончания студии
работал актёром и режиссёром Чувашского т-ра драмы (Чебоксары).
Драматургич. деятельность начал в 1929. Автор пьесы "Шум" (1931) об
индустриализации Чувашии. Пьесы А. "Не по коню, так по оглоблям" (1939),
"Патриоты" (1941), "Лиза Короткова" (1944) и др. посвящены жизни и быту,
культурно-политич. и духовному росту людей чувашской колхозной деревни.
Сатирич. направленностью, нац. колоритом отмечены пьесы комедийного
жанра: "Выйди замуж за Ивана" (1957) и др. Пьесы А. ставились в
Чувашском т-ре драмы и др. т-рах республик Поволжья.
С о ч.: Лиза Короткова, Чебоксары, 1947; Три пьесы, Чебоксары, 1958;
Пьесы, Чебоксары, 1959 (на чуваш, яз. все).
Лит.: С и р о т к и н М. Я., Очерки истории чуваш-гной советской
литературы, Чебоксары, 1956; Чувашская АССР к 40-летию Советской власти.
Сб. статей, Чебоксары, 1957. Б р
АЙМАНОВ, Шакен Кенжетаевич (р. 15.11. 1914) - казахский советский
актёр, режиссёр. Нар. арт. СССР (1959). Член КПСС с 1940. Депутат Верх.
Совета Каз. ССР 4-го созыва. Род. в семье крестьянина-скотовода в
Баян-Аульском р-не Павлодарской обл. По окончании школы поступил в
Казахский ин-т просвещения (Семипалатинск), где участвовал в работе
|
|