|
жизнь", Курба-ши - "Ферганские трагедии" и др.). Впоследствии играл
роли: Мадазим, Баймат ("Два коммуниста", "Сожжем" Яшена), Салих-бай
("Бай и батрак" Хамзы), Маджитдин ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова),
Земляника ("Ревизор"), Предукома ("Шторм"), Мак-ферсон ("Русский
вопрос"). С 1927 выступает и как режиссёр, пост. спектакли: "Бай и
батрак" (1940);
"Тахир и Зухра" С. Абдуллы (1941) и др. Один из организаторов узб.
т-ров в Намангане (1931), Оше (4932), уйгурских т-ров в Андижане (1934)
и Казахстане (1935), Ташкентского узб. т-ра муз. драмы и комедии им.
Мукими (1939). В. Д.
АЗИМОВА, Азиза (р. 1915) - таджикская советская артистка балета,
балетмейстер. Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Член КПСС с 1941. В 1930
вступила в труппу передвижного рабочего т-ра в Ташкенте, с 1932 -
актриса Таджикского драм. т-ра в Сталин-абаде (ныне Т-р им. Лахути).
Играла роли Раано (о. п. Саидмурадова), Адельмы ("Принцесса Турандот"
Гоцци) и др. С 1937 становится танцовщицей Тадж. муз. т-ра в Сталинабаде
(ныне Т-р оперы и балета им. Айни). Исполняла нац. танцы в муз.-драм. и
оперных спектаклях. Лирич. дарование А. выявилось в партии Нозгуль в
первом тадж. балете "Две розы" Ленского. В классич. балетах исполняла
партии: Лизы ("Тщетная предосторожность" Гертеля), Марии
("Бахчисарайский фонтан"). В 1950 окончила балетмейстерское отделение
ГИТИСа и осуществила в Т-ре им. Айни пост. балетов "Красный цветок"
(1951); "Доктор Айболит" Морозова (1952). Является также главным
балетмейстером Тадж. гос. филармонии. Н. Н.
АЗМАЙПАРАШВЙЛИ, Шалва Ильич [25.XII.1902 (7.1.1903)-17. V. 1957J -
грузинский советский дирижёр и композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР
(1941). Член КПСС с 1940. Деп.Верх. Совета Груз. ССР 1-3-го созывов.
Окончил Тбилисскую консерваторию по классам композиции и дирижирования
(1930) и аспирантуру по классу дирижирования (1933). С 1927 А. занимался
педагогич. деятельностью (с 1933 - в Тбилисской консерватории), выступал
как дирижёр. С 1932 А.- дирижёр Тбилисского т-ра оперы и балета. Под
руководством А. были пост. оперы "Тихий Дон" Дзержинского (1938),
"Броненосец Потёмкин" Чишко (1938), "Депутат" Ш. Тактакишвили (1940),
"Ладо Кец-ховели" Киладзе, "Родина" Туския (1941), "Сказание о Тариэле"
Мшвелидзе (1946, Ст. пр. 1947) и др. А.--автор оперы "Хевисбери Гоча"
(1951), муз. комедий "Желанный жених" (1957), "Иные нынче времена"
(1952, Груз. т-р муз. комедии, Тбилиси), симф. и др. произв. В своём
творчестве А. опирался на груз. городской муз. фольклор. Н. Э.
АЗМАРИ - народные певцы в Эфиопии. Слагают патриотич. песни и песни
бытового характера. Острые шутки и реплики А. получили распространение в
народе. А. выступают обычно втроем (двое мужчин и одна женщина),
принимают участие в свадьбах, торжеств. праздниках и т. д. Песни А.
имеют большое значение в формировании муз. репертуара эфиопского
национального т-ра. " В. Дан.
АЗНЙВ РАЧЬЯ - см. Рачья Азнив.
"АИДА" ("Aida") - опера Дж. Верди, либр. А. Гис-ланцони по сценарию
О. Ф. Мариета. Пост. 24 декабря 1871, Каир (Амнерис - Гросси, Аида -
Поццони, Радамес - Монд-жини, Амонасро - Штеллер, Рамфис - Медини.
Дирижёр Беттезини).
В России впервые пост. итал. труппой 19 ноября 1875, Петербург (Аида
- Штольц, Амнерис - Кари, Радамес -
Николини, Амонасро - Котоньи, Рамфис - Каппони, Фараон - Строцци).
Впервые на рус. яз.-1 апр. 1877, Ма-риинский т-р, Петербург (Аида -
Меньшикова, Амнерис - Каменская, Радамес-Орлов,- Амонасро-Корсов, Рамфис
- Стравинский, Фараон - Палечек). Среди выдающихся рус. исполнителей
"А.": Павловская, Фигнер, Дейша-Сиониц-кая - Аида, Славина, Лавровская -
Амнерис, Мельников, Тартаков - Амонасро, Ершов, Фигнер, Ал-чевский -
Радамес.
На сов. сцене поставлена впервые 6 окт. 1922. Большой т-р (Аида -
Держинская, Амнерис - Обухова. Радамес - Евлахов, Амонасро - Савранский,
Рамфис - Осипов. Дирижёр Сук, реж. Лосский, худ. Федоровский), 23 дек.
1922 - Гос. т-р оперы и балета, Петроград (диршкёр Купер, реж. Лосский).
Новая пост.- Большой т-р (1951; Аида - Покровская, Амнерис - Давыдова,
Радамес - Ханаев, Рамфис - Петров, Амонасро - Лисициан, Фараон -
Соловьёв, Жрица - Иванова; дирижёр Мелик-Пашаев, реж. Покровский, худ.
Старженецкая, хормейстер Шорин, балетм. Захаров). "А." пост. также в
оперных т-рах Харькова (1938), Алма-Аты (1939), Еревана (1941)" Риги
(1953), Сталинабада (1954), Фрунзе (1960).
И з д а н и я.- Партитура, Milano, Gr. Ricordi Cie [1913], рус. изд.
клавира, перевод Г. Лишина и Г. Олизора, М., Юр-генсон, [1896].
Лит.: Соловцова Л., "Аида" Джузеппе Верди, М., 1954 (Путеводители по
западноевропейской музыке). Д\ Fp.
"АИСТЁНОК" ("Д ружные сердца")- балет для детей Д. Л..Клебапова,
либр. М. Я. Пинчевского (о безрадостном детстве мальчика-негра и
счастливой жизни советской детворы). Пост. 6 июня 1937, Большой т-р
(Аистёнок - Ванкэ, Страус - Варламова, Петух- Левашёв, Горилла -
Кондра-тов, Кошечка - Плисецкая, Пёс - Авалиани, Негритёнок - Швачкин;
балетмейстеры Радунский, Попко, Поспехин, дирижёр Файер, худ. Зимин,
Макаров, Дьякова). Новая редакция - "Дружные сердца", пост. 21 ноября
1948, тот же т-р (Аистёнок - Волкова, Оля - Стручкова, Петух - Швачкин,
|
|