|
Организационное оформление и укрепление т-ров сопровождалось ростом
их идейно-художественного уровня. Два драм. т-ра - Драм. т-р им.
Азизбекова и Рабочий т-р - отражали сложный процесс развития нац. театр.
культуры. Т-р им. Азизбекова хранил и продолжал лучшие нац. традиции. Он
ставил преимущественно классич. репертуар и новые произведения азерб.
драматургов, особенно Дж. Джа-барлы и Гусейна Джавида. Очищая свой
репертуар от идейно и художественно порочных произведений, т-р
разрабатывал важнейшие темы современности. В конце 20-х - нач. 30-х гг.
здесь были пост. пьесы Джабарлы-"Невеста огня" и "Севилье (1928),
Ал-мас" (1931) и "В 1905 году" (1931), "Яшар" (1932), "Поворот" (1932),
а также пьесы "Князь" Джавпда (1930), "Загмук" Глебова (1929), "Любовь
Яровая" (1929) и др. Развивая свою сценич. культуру, т-р укреплялся на
позициях реализма, но в отдельных спектаклях - "Кузнец Гяве" Сами,
обраб. С. Ахундова (1929), "Гаджи Кара" ("Приключение скряги") М. Ф.
Ахундова (1930), "Мертвецы" Мамедкулизаде (1933) - отдавал нек-рую дань
формалистич. и вуль-гарно-социологич. тенденциям.
Театром нового направления был Рабочий т-р. Его репертуар состоял гл.
обр. из переводов и переделок произведений рус. советских драматургов,
посв. темам гражданской войны и строительства новой жизни ("Разлом";
"Шторм"; "Рельсы гудят" Киршона, "Воздушный пирог" Ромашова, "Инга"
Глебова и др.).
В репертуар т-ра включались произведения и нац. классики ("Мертвецы",
"Книга матери" Мамедкулизаде) и совр. драматургов ("Севиль" Джабарлы,
"Пожар" Рустама, "Дороги" Назарли, "Тень" Гусейна и др.). Это был театр
революц. героики и романтики, спектакли его содержали острую критику
старых предрассудков. Коллектив осваивал достижения передовых советских
т-ров в области режиссуры и декоративного искусства. Однако в своём
стремлении к новаторству т-р нередко испытывал воздействие
антиреалистических тенденций (пролеткультовских, конструктивистских и
др.). С 1933 Рабочий театр работает в Кировабаде (см. ' Кировабадский
театр им. Джабарлы).
В 1930 Т-р им. Азизбекова выступал на Всесоюзной олимпиаде нац. т-ров
в Москве, где высокое признание получила драматургия Дж. Джабарлы и
мастерство актёров А. М. Шарифзаде и Ульви Раджаб, Давудовой, Алиева,
Сидги Рухулла, Идаятзаде, Тах-масиба.
В 30-х гг. А. т. достиг новых успехов, свидетельствующих о его творч.
зрелости. Овладевая методом социалистич. реализма, Т-р им. Азизбекова
осуществил ряд значит, спектаклей, разнообразных по жанру и стилю. Среди
спектаклей о современности и гражд. войне: "Гибель эскадры" (1934),
"Платон Кречет" (1935); "Хаят" Ибрагимова /1937); народно-героич.
спектакли на историч. темы: "Сиявуш" Джавида (1934), "Шах-наме" Джанана
(1936), Вагиф" (1938) и "Хан-лар" (1939) С. Вургуна, "Гачах Наби" С.
Рустама (1940) и др. Театр показал первые советские комедии "Свадьба"
(1939) и "Счастливцы" (1941) С. Рах-мана. Одновременно т-р успешно
осваивал произведения нац., рус. и мировой классики, достигнув больших
успехов в постановке шекспировских спектаклей "Гамлет" (1926, 1933),
"Отелло" (1932), "Макбет" (1936), "Ромео и Джульетта" (1937).
В 30-е гг. композиторы Азербайджана обогатили репертуар т-ра оперы и
балета новыми произведениями. В дни первой декады азерб. искусства в
Москве (1938) т-р показал спектакли: "Кёр-оглы", "Аршин мал алан" У.
Гаджибекова, "Нергиз" Магомаева и "Шахсенем" Глиэра. После декады, в
1940 был пост. балет "Девичья башня" ("Гыз галасы") Бадалбейли,
положивший начало нац. балетному искусству.
В годы Великой Отечеств, войны т-ры Азербайджана ставили спектакли,
отражавшие героич. борьбу советского народа против фашизма: "Вэфа"
Расула Рзы, "Мухаббет" Ибрагимова, "Месть" Халила, "Львиное логово"
Тахмасиба - в драм. т-рах; "Родина ц фрош" У. Гаджибекова, "Вэтэн"
Караева и Гаджиева и др.- в оперном т-ре. В 1942 была пост. опера
"Хос-ров и Ширин" Ниязи.
Постановления ЦК КПСС по идеологич. вопросам помогли А. т. обогатить
идейное содержание своего репертуара. В конце 40-50-х гг. были
осуществлены пост. ряда новых пьес, опер и балетов азерб. авторов. В
драм. т-рах - "Утро Востока" Мамедханлы, "Светлый путь", "Вешние воды",
"В семье Атае-вых" Эфендиева, комедия "Невеста" Сабита Рах-мана,
"Глазной врач" Сафарли, "Большая любовь", "Ильдрым" и "Бухта Ильича"
Меджнунбекова, "На дальних берегах" Сеидбейли и Касумова, "Джаван-шир"
Мехти Гусейна и др. В оперном т-ре - оперы "Низами" Бадалбейли, "Севиль"
Амирова, "Азад" Джангирова, балеты "Гюлыпен" С. Гаджибекова и "Семь
красавиц" Караева. На сценах драм. т-р(в успешно ставились произведения
классич. драматургии: "Двенадцатая ночь", "Отелло", "Зимняя сказка"
Шекспира, "Васса Железнова"; "Звезда Севильи" и "Учитель танцев" Лопе де
Вега (Т-р им. Азизбекова), "Собака на сене" (Кировабадский т-р и др.).
Расширил свою деятельность и Азерб. театр муз. комедии. В его
репертуар, кроме муз. комедий У. и 3. Гаджибековых, написанных в
дореволюц. период, вошли: "Пятирублёвая невеста", "Дурна" Рустамова,
"Улдуз", "Мухаббет Гюли" Алескерова, "Чья свадьба" Мешадибекова,
"Похитители сердец", "Радостная весть" Амирова, "Гызыл-Гюль" ("Роза") С.
Гаджибекова, "Песня нашего села" Багирова, "Золотоискатели" Кулиева.
В республике выросла большая плеяда драматургов и композиторов,
актёров драмы и оперы, режиссёров, дирижёров и театр. художников.
|
|