|
Значит, вклад в развитие нац. иск-ва внесли нар. артисты СССР - У.
Гаджибеков, М. А. Алиев, Сидги Рухулла, нар. арт. Азерб. ССР И.
Идаятзаде, Кязим Зия. Среди деятелей театр. иск-ва Азерб. ССР (1960):
нар. арт. СССР-Ш. Мамедова, Бюль-Бюлъ (Мамедов), М. Да-вудова, А.
Искендеров, К. Караев, Г.Алмасзаде, Ниязи, Р. Бейбутов, нар. арт. Азерб.
ССР - А. Алекперов, Р. Афганлы, И. Дагестанлы, А. Герайбейли, А.
Курбанов, А. Султанов, М. Велиханлы, Л. Ба-дирбейли (драма), А.
Буниятзаде, М. Багиров, Г. Га-джибабабеков, К. Баташов, Л. Векилова
(опера и балет) и др.
В республике работают: в Баку - Азерб. ака-демич. т-р оперы и балета
им. М. Ф. Ахундова (два сектора - азерб. и рус.), Азерб. акаде-мич.
драм. т-р им. М. Азизбекова, Азерб. русские драм. т-р им. Самеда
Вургуна, Азерб. т-р муз. комедии (два сектора - азерб. и рус.). Театр
юного зрителя им. А. М. Горького (два сектора - азерб. и рус.).
На периферии республики работают: Азерб. драм. т-р им. Джабарлы
(Кировабад); Драм. арм. т-р им. М. Горького (Степанакерт); Азерб. драм.
т-р им. М. Ф. Ахундова (Нахичевань); Азерб. драм. т-р им. А. Бакиханова
(Куба) и многочисленные театр. коллективы при рабочих дворцах культуры,
клубах, заводах, фабриках, совхозах, колхозах и др. предприятиях и
учреждениях республики. Подготовка молодых театр. кадров с 1923 была
сосредоточена в бакинском театр. техникуме, с 1945 - в Азербайджанском
театральном институте им. М. А. Алиева (см.).
Лит.: Джафаров Д ж., Театр им. Азизбекова, М., 1951; Азербайджанский
драматический театр. Баку, 1959 (на азерб. яз.); Искусство Азербайджана,
т. 3, Баку, 1950; Б а-далбейли А., Касимов К., Азербайджанский
государственный ордена Ленина театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова,
М., 1959; Мамедова III., Пути развития азербайджанского музыкального
театра, М., 1931. К,Кас.,Д.Дж
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР ИМ. ДЖАБАР-'
ЛЫ - см. Кировабадский театр им. Джабарлы.
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ. Организован в Баку в
апреле 1938, имеет два сектора - азерб. и русский. Репертуар азерб.
сектора т-ра в первые годы его деятельности составляли муз. комедии
братьев У. и 3. Гаджи-бековых, направленные против феод.-патриархальных
отношений в быту, призывавшие к борьбе за освобождение
женщины-азербайджанки: "Муж и жена", "Не та, так эта" У. Гаджибекова,
"Женатый холостяк" 3. Гаджибекова и др. В последующие годы т-р включал в
свой репертуар новые, современные муз. комедии азерб. авторов. В 1939
осуществлена пост. первой сов. азерб. муз. комедии "Пятирублёвая
невеста" Рустамова; в следующем сезоне состоялись премьеры: "Чья
свадьба" Ме-шадибекова и "Роза" С. Гаджибекова. Среди лучших пост. т-ра
- "Похитители сердец" Амирова (1944), "Дурна" Рустамова (1947), "Улдуз"
Алескерова (1948), "Радостная весть" Амирова (1946). В 1956, после неск.
лет перерыва, т-р вновь возобновил свою деятельность. В 1959 пост. муз.
комедии "Гаджи Кара" (по одноим. комедии М. Ф. Ахундова) Адигеза-лова и
Мустафаева и "Песня нашего села" Багиро-ва. Театр ставил также
музыкальные комедии арм., груз. и др. авторов: "Счастливый день"
Айвазяна, "Большая свадьба" Тиграняна, "Кето и Котэ" Долид-зе и др.
В репертуаре рус. сектора-классич. и совр. оперетты "Голубая мазурка"
Легара (1938), "Принцесса цирка" Кальмана (1940), "Свадьба в Малиновке"
Б. Александрова (1938), "Трембита" Милютина (1952), "Белая акация"
Дунаевского (1956) и др. Среди артистов азерб. сектора т-ра - засл. арт.
Азерб. ССР Л. Абдуллаев, М. Калантарли, К. Керимов, И. Гуссейнов, Р.
Мамедов, Р. Алиева, Ш. Касумова; рус. сектора - В. Белов, 3.
Цагельницкий, А. Логинов, Б. Ростинин, Е. Маринина, Е. Колото-ва, Т.
Созыкина, И. Подгорная и др. Гл. дирижёр т-ра - Ч. Гаджибеков. К. Кае.
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. М. Ф. АХУНДОВА
(Азербайджанский ордена Ленина академич. театр оперы и балета им.М. Ф.
Ахундова). В 1920 в Баку был основан Азерб. драм. т-р. В сезоне 1924-25
т-р разделился на драм. и оперную труппы; последняя объединилась с
работавшей в Баку рус. оперной труппой. Спектакли т-ра шли на азерб. и
рус. яз. В этот коллектив вошли лучшие мастера азерб. муз. т-ра: певцы -
Бюль-Бюль (Мамедов),
Г. К. Сарабский, Г. Гаджибабабеков, М. Т. Багиров, М. X. Терегулов,
певицы-Ш. Мамедова, С. Гаджи-ева, Ф. Мухтарова, X. и .С. Каджар, А.
Рзаева и др. В театре выросли молодые азерб. оперные певцы, дирижёры,
режиссёры, театр. художники. Используя опыт рус. коллектива, ставившего
произв. рус. и зап.-европ. классиков, азерб. оперная труппа
совершенствовала сценич. и вок. мастерство. В 1930 т-ру присвоено имя
выдающегося драматурга М. Ф. Ахундова. В 30-е гг. т-р осуществил пост.
опер "Северный ветер" Книппера (1931), "Шахсенем" Гли-эра (1934),
"Нергиз" Магомаева (1935), "Тихий Дон" Дзержинского (1936), "Кёр-оглы"
У. Гаджибекова (1937), "Броненосец Потёмкин" Чишко (1939), балета
"Девичья башня" Бадалбейли (1940) и др. Значит. место в репертуаре т-ра
занимает рус. и зап.-европ. оперная и балетная классика ("Иван Сусанин",
"Пиковая дама", "Спящая красавица", "Аида", "Отел-ло" и др.). В годы
Великой Отечественной войны т-р осуществил ряд постановок опер азерб.
композиторов - "Вэтэн" ("Родина") Караева и Гаджиева (Ст. пр. 1946),
"Хосров и Ширин" Ниязи. В спектаклях принимало участие новое поколение
деятелей азерб. муз. т-ра: певцы - А. Буниятзаде, А. Садыхов, X.
|
|