|
Ахвер-дова, Дж. Мамедкулизаде и др. Он обогащался также произведениями
русских (Гоголь, Тургенев, Л. Толстой) и зап.-европ. классиков (Шекспир,
Шиллер, Мольер). С первых лет своего возникновения А. т. становится
центром просветительных и демократич. идей. Такие пьесы, как "Горе
Фахреддина", "Из-под дождя, да в ливень" Н. Везирова, "Разорённое
гнездо", "Несчастный юноша", "Ага Мухаммед-шах Каджар", "Волшебница
пери" ("Пери Джаду") Ахвердова, "Невежество" и "Надир-шах" Нариманова
наряду с комедиями М. Ф. Ахундова разоблачали нравы феодального
общества, гнёт и деспотизм помещичье-капиталистич. строя, религиозный
фанатизм и мракобесие.
Огромное влияние на развитие А. т. оказала революция 1905-07. В эти
годы возникают новые театр. труппы, т. н. "товарищества". Наряду с драм.
кружками в нефтяных р-нах создаётся специальная труппа при рабочей
газете "Текамюль" под названием "Гамийет" для обслуживания рабочих
зрителей. В 1907 при благотворительном об-ве "Ниджат" была организована
труппа, в к-рой собрались лучшие актёры. Эта труппа располагала своим
помещением, гардеробом, реквизитом и т. п. В 1910 новая театр. труппа
создаётся при благотворительном об-ве "Сафа". Значит. событиями в
истории А.. т. были спектакли "Ага Мухаммед-шах Каджар" Ахвердова
(1907), "Кузнец Гяве" Ш. Сами (1908), "Разбойники" (1907); "Мертвецы"
Мамедкулизаде (1916), "Отелло" (1910). В этих спектаклях прославился
выдающийся актёр и режиссёр Г. Араблинский, искусство которого было
проникнуто революц.-романтич. пафосом. Крупнейшим актёром-реалистом,
основоположником нац. актёрской школы был Дж. Зейналов.
Рост нац. культуры сопровождался неуклонным ростом популярности т-ра
в народе и способствовал возникновению новых форм театр. иск-ва.
Развитие азерб. нар. музыки, создание ансамблей сазандаров, ашугов и
зурначей, муз. номера к драматич. спектаклям способствовали формированию
муз. т-ра. Непосредственной предтечей нац. оперы явились одноактные
сценич. картины по поэмам "Лейли и Медж-нун" Физули и "Фархад и Ширин"
Навои, показанные в Шуше в 1897-98 и Баку в 1901 и 1902. В 1908 в Баку
была поставлена первая нац. опера "Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова. Эта
опера положила начало азерб. проф. муз. т-ру. Основу репертуара муз.
т-ра в первые годы его существования составляли произведения У.
Гаджибекова создавшего в 1908-13 оперы "Лейли и Меджнун", "Шейх Санан",
"Рустам и Зохраб", "Шах Аббас и Хуршид Бану", "Асли и Керем" и
сценически не осуществлённую оперу "Га-рун и Лейла", а также три муз.
комедии: "Муж и жена", "Не та, так эта", "Аршин мал алан". В последующие
годы репертуар азерб. муз. театра обогатился новыми произведениями 3.
Гаджибекова (опера "Ашик Гариб" и муз. комедии "Пятидесятилетний юноша",
"Женатый холостяк"), М. Магомаева (опера "Шах Исмаил"), М. М.
Кязимовского (муз. комедии "Молла Джаби", "Вур-а-вур"), М. Амирова
(опера "Сей-фельмолк"), Г. Б. Шарифова и Славинского ("Махру и мах") и
др.
Однако муз. т-р, располагавший собственным репертуаром, испытывал
острую нужду в исполнителях. Наряду с оперными актёрами Г.
К.Сарабскил1,М.М.Ма-медовым, Г. А. Гаджибабабековым, М. X. Терегуловым
М. Т. Багировым, А. Б. Агдамским в муз. спектаклях участвовали в
основном драм. актёры. Муз. и драм. т-ры не имели чёткого разделения, и
репертуар трупп включал как драм., так и муз. произведения (в 1910-е гг.
преобладали муз. спектакли).
Дореволюц. А. т., тесно связанный с прогрессивными, демократич.
идеями, сыграл важную роль в культурном развитии народа. Но развитие
нац. театр. иск-ва тормозилось сопротивлением реакции, политикой
царизма, ограничивавшего рост нац. культуры народов, подавлявшего
прогрессивные устремления. Молодые театр. коллективы были лишены
материальных средств, условий для работы. Это тормозило создание
репертуара и рост творч. кадров. А. т. нередко подвергался воздействию
бурж. идеологии и не мог преодолеть любительства, добиться высокого
уровня сценич. культуры. Созданный в 1919 государственный т-р влачил
жалкое существование и был использован антинародным мусаватистским
правительством в целях пропаганды бурж.-национа-листич. идей.
Только после установления Советской власти в Азербайджане (1920) А.
т. вышел на путь свободного развития. Правительство Азербайджанской ССР
национализировало все т-ры, объединило разрозненные труппы, зачислило
актёров на гос. службу, ассигновало средства на развитие нац. искусства.
В 1920 был создан Объединённый гос. т-р, включавший азерб., рус., арм.
драматические и оперные труппы. В 1922 драм. азерб. труппа была
преобразована в академия, драм. т-р (ныне Азербайджанский акаде-мич.
драм. т-р им. М. Азизбекова), а оперная труппа в 1924 - в т-р оперы' и
балета (ныне Азербайджанский академии, т-р оперы и балета им. М. Ф.
Ахундова). В 1920 организованы рус., а в 1921 азерб. са-тир-агиттеатры;
на базе рус. сатир-агиттеатра (см. Бакинский свободный сатир-агиттеатр)
возник в 1923 Бакинский рабочий т-р (БРТ), переименованный в дальнейшем
в Азерб. т-р русской драмы (см. Бакинский русский театр), а на базе
азерб. сатир-агиттеатра в 1925 создан Бакинский азерб.
рабоче-крестьянский т-р (в 1927 преобразован в Бакинский тюркский
рабочий театр). В 1928 организован рус., а в 1930 - азерб. секторы ТЮЗа
(Азербайджанский театр юного зрителя им. М. Горького); в 1938 -
Азербайджанский театр музыкальной комедии.
|
|