|
1953. "Везир ленкоранского ханства" Ахундова (Кязимов), "Рассказ о
Турции" Назыма Хикмета (Искендеров), "Звезда Севильи" Лопе де Вега
(Кязимов).
1954. "Невеста" Рахмана (Искендеров), "Фархад и Ширин" Вургуна
(Искендеров), "В семье Атаевых" Эфендиева (Кязимов), "Васса Железнова"
(Кязимов), "Двенадцатая ночь" (Мамедов).
1955. "В 1905 году" Джабарлы (Искендеров), "Глазной врач" Сафарли
(Алекперов), "Хаят" Ибрагимова (Искендеров), "Из-под дождя, да в ливень"
Везирова (Мамедов), "Зимняя сказка" Шекспира (Шарифов), "Ильдрым"
Меджнунбекова (Алекперов).
1956. "На дальних берегах" Касумова и Сеидбейли (Мамедов),
"Гардашлар" Расула Рзы (Кязимов), "Шейх Санан" Джавида (Искендеров,
Шарифов), "Невеста" Рахмана (Искендеров), "Чудак" Назыма Хикмета
(Кязимов).
1957. "Ширванская красавица" Мамедханлы (Кязимов), "Волшебница пери"
Ахвердова (Шарифов), "Алмас" Джабарлы (Алекперов), "Джаваншир" Гусейна
(Искендеров).
1958. "Гачах Наби" Рустама (Идаятзаде), "Бухта Ильича" Меджнунбекова
(Искендеров).
1959. "Грозовой год" Каплера и Златогоровой (Шарифов), "Отелло"
(Искендеров); "Индийская красавица" ("Белый лотос") Винникова и Осноса
(Кулиев), "Тайфун" ("Гроза") Цао Юя (Садыкзаде), "Дядя Ваня" (Шарифов).
1960. "Поворот" Джабарлы (Искендеров), "Сердце матери" Сафарли
(Искендеров), "Девушка с гор" Бабаева (Алекперов).
Лит.: Искусство Азербайджана, т. 3, Баку, 1950; Д ж а-ф а р о в Д ж.,
Театр им. Азизбекова, М., 1951; Б а б а е в А., Сафаров Дж., АГДТ им. М.
Азизбекова, М.- Баку, 1949; Касимов К., Театр. в кн.: Советский
Азербайджан, Баку, 1958, гл. 19; Азербайджанский драматический театр.
Баку, 1959 (на азерб. яз.); Джангиров И., Азербайджанский художественный
театр. Баку, 1932 (на азерб. яз.).
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЕАТР. Истоки театр. искусства азербайджанского
народа связаны с древнейшими народными празднествами и плясками.
Элементы театральности содержались во многих видах нар. творчества,
сопровождавшего трудовые процессы (коллективный посев риса, уборка
урожая и т. д.). Эти элементы содержались в календарных празднествах
("новруз" - наступление весны, "кэв-сэдж" -- подготовка к зиме), в
обрядах ("году-году" - вызывание солнца в ненастные дни и дождя - в дни
засухи), в свадебных церемониях ("нишан" - обручение, "дуваггапма" -
снятие вуали с лица невесты, "той"- свадебный пир), в играх ("гизлянач"
-игра в прятки, "кесалдыгач" - игра в поло), игровых песнях ("кэпэнэк" -
мотылёк, "бэнэфшэ" - фиалка). Первичные формы театр. представлений
связаны с синкретич. творчеством ашугов; к ним относятся также
коллективный мужской танец "яллы", выступления скоморохов, канатоходцев,
кяндирбазов (фокусников), мухрадуздов и мухребазов, представления
дервишей, "заклинателей" змей и т. д. С давних времён известны
представления азерб. нар. т-ра - оюн и тамаша" из к-рых наиболее
известны: "Кечал-пехлеван" ("Плешивый богатырь"), "Кафтаркос" ("Гиена"),
"Ма,-рал-оюну" ("Оленья игра"), "Хан-хан" ("Повелитель - судья"),
"Тапдыг чобан" ("Пастух Тапдыг"), "Тенбель гардаш" ("Брат лентяй"),
"Джейран ханум" ("Госпожа Джейран") и "Кес-кеса" (игра в масках).
Древнейшим явлением театр. культуры Азербайджана был кукольный т-р
"Килим-арасы" ("Из-за ковра"), представления к-рого высмеивали уродливые
явления быта, социальное неравенство, несправедливость. В средние века
возник и в дальнейшем получил широкое распространение азерб.
религиозно-мистериальный т-р, отражавший в своих многоэпизодных
представлениях ("Шабих") идеологию феодального общества.
Воздействие прогрессивной культуры и иск-ва рус. народа, усилившееся
с присоединением в начале 19 в. территории Сев. Азербайджана к России,
способствовало возникновению профессионального драм. т-ра Азербайджана.
В сер. 19 в. начали организовываться спектакли в Шуше (1848), Ленкорани
(1850), Шемахе (4857-58) и др. азерб. городах. В это же время комедии М.
Ф. Ахундова "Мусье Жор-дан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый
колдун", "Медведь, победитель разбойника", Вези р ленкоранского ханства"
были показаны в рус. т-рах (в Петербурге-1851, в Тифлисе - 1852).
Решающую роль для дальнейшего развития азерб. нац. т-ра имели пост.
комедий М. Ф. Ахундова "Ве-зир ленкоранского ханства" и "Гаджи Кара"
("Приключение скряги") в Баку в марте и июне 1873 при участии видного
обществ, деятеля Г. Меликова (Зар-даби) и его учеников, будущих
драматургов Н. Вези рова, А. Адигезалова. В конце 19 в. спектакли на
азерб. яз. ставились в Баку, Шуше, Гандже (ныне Кировабад), Нухе,
Сальянах, Нахичевани и др. городах. Организаторами этих пост. были
передовые представители азерб. интеллигенции - писатели и учителя Г.
Меликов, Ю. Мелик-Ахназаров, Н. и Г. Везировы, Н. Нариманов, Г.
Махмудбеков, М. Азиз-беков, С. М. Ганизаде, А. Ахвердов, Г. Бадалбеков,
Р. Таиров, А. Велибеков, Р. Эфендиев, Д. Мелик-Ега-нов и др. В 1888 по
инициативе Махмудбекова, при активном участии Ганизаде, а затем
Нариманова была создана театр. труппа в Баку. В 1897 Меликов сформировал
первый проф. коллектив - "Мусульманская драм. труппа".
Репертуар азерб. дореволюц. т-ра строился гл. обр. на пьесах азерб.
драматургов - М. Ф. Ахундова, Н. и Г. Везировых, Н. Нариманова, А.
|
|