|
Вургуна "Вагиф" (1938), "Ханлар" (1939), "Фархад и Ширин" (1941)
открывает ,новую страницу в развитии А. д. Защита родины, интересов
народа, борьба против иноземных захватчиков, мечта о светлом будущем
составляют идейную основу этих драм. Пьесы Вургуна отличаются романтич.
приподнятостью, острым столкновением характеров, поэтически изображают
историч. прошлое азерб. народа. С 30-х гг. получила развитие детская
драматургия. Пьесы для ТЮЗов пишут А. Шаик ("Хасай", 1937, "Сын народа",
1939, "Фитнэ", 1946, "Халиф на час", 1957), М. Сеидзаде, Э. Аббасов, Ю.
Азимзаде ("Анаджан", 1957). В 40-х гг. созданы пьесы, показывающие нар.
массы как основную движущую силу обществ, развития. В народно-ге-роич.
пьесе "Гачах Наби" С. Рустама (1940) отображены революционные
выступления крестьянства в 19 в. в Азербайджане, в трагедии "Джаваншир"
Мех-ти Гусейна (1942, пост. 1957) - события древней истории
Азербайджана. В пьесе "Тавриз туманным" Ордубады (1945) показан
патриотизм азербайджанского народа.
Однако наряду с достижениями А. д. в послевоенные годы были созданы
пьесы, не отвечавшие иден-но-художеств. требованиям, предъявляемым к
сов. драматургии. Отсутствие в этих пьесах жизненного конфликта, острой
борьбы характеров приводило к схематизму, искажению жизненной правды.
Постановления Центрального Комитета КПСС по вопросам литературы и
искусства определили поворот А. д. к современной тематике. В 40-е и 50-е
гг. А. д. обогатилась новыми сценич. произведениями. В создании этих
пьес участвовали С. Рустам, М. С. Ордубады, М. Гусейн, И. Эфендиев,
Расул Рза, Э. Мамедханлы, 3. Халил, М. Г. Тахмасиб, И. Ка-сумов, Г.
Сеидбейли, Д. Меджнунбеков, Б. Вагабзаде, И. Сафарли и др. Авторы осн.
внимание уделяют образам современников, мирному, созидательному труду
советских людей. Среди пьес этих лет: "Вешние воды" (1948), "Светлый
путь" (1947), "В семье Ата-евых" (1954) Эфеыдиева; "Большая любовь"
(1950), "Ильдрым" (1955) Меджнунбекова; "Заря над Каспием" Касумова;
"Ширванская красавица" Мамедханлы (1957); "Глазной врач" Сафарли (1955)
и др. Созданы пьесы о борьбе азерб. народа за установление Сов. власти
("Утро Востока" Мамедханлы, 1947); борьба за новые источники нефти в
годы становления Сов. государства показана в пьесе "Бухта Ильича"
Меджнунбекова и др. Если в 30-х - нач. 40-х гг. конфликты А. д.
строились на столкновении советских людей с враждебными элементами,
борьбе с фашизмом, то с конца 40-х гг. в центре внимания драматургов
стало раскрытие богатого внутреннего мира советского человека, его
идеалов, показ героики мирного, созидательного труда.
Лит.: А р и ф М., Азербайджанский народный театр. в кн.: Труды
Института литературы им. Низами, т. 1, Баку, 1946 (на азерб. яз.);
Ибрагимов Мирза, Джа-лил Мамедкулизаде и революционно-демократический
театр Азербайджана начала 20 в., "Известия Акад. наук Азерб. ССР, 1947,
№ 1; Д ж а ф ар о в Д ж а ф а р, Драматургия Азербайджана, "Литературный
Азербайджан", 1940, №№ 7, 8; А з и з Ш а р и ф. Драматургия Дж. Джабарлы
в сценическом воплощении, в сб.: Искусство Азербайджана, т. 1,
Баку, 1949; ДжафаровД ж., Драматургия М.Ф.Ахундова, Баку, 1950- Г у
сей н М е х т и, Джафар Джабарлы и современность, "Известия Акад. наук
Азерб. ССР", 1947, № 7(на азерб. яз.); Шарифов Ага Керим, Материалы по
истории тюркского театра в Азербайджане, Баку, 1930 (на азерб. яз.);
Касимов К у б а д, Муслим Магомаев, Баку, 1948;
Гусе-йн Араблинский. Сб. статей, Баку, 1949 (на азерб. яз.);
Писатели Советского Азербайджана, Баку, 1959. \ у.
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. АЗИЗБЁКОВА
(Азербайджан-скийГо с. ордена Трудового Красного Знамени академический
драматический театр им.М.Азизбекова) - ведущий драматический театр
Азербайджанской ССР. Создан в 1920, в первые месяцы установления Сов.
власти в Азербайджане, на базе объединения лучших творческих сил
дореволюц. т-ра и новых молодых сценич. кадров, вначале - как азерб.
труппа Объединённого гос. т-ра (включал также рус. и арм. труппы); в
1922 получил окончательное организационное оформление. Открылся 17
ноября 1922. премьерой "Гаджи Кара" ("Приключение скряги") М. Ф.
Ахундова. До 1929 носил наименование Акаде-мич. драм. т-р, затем -
Художественный т-р, с 1935 - Драматич. т-р, с 1950 - совр. наименование.
С первых же лет деятельность т-ра характеризуется собиранием лучших
творч. кадров, поисками нового репертуара. Отказываясь от идейно и
художественно порочных пьес - от искусственных мелодрам,
отвлеченно-романтич. трагедий, развлекательных комедий, т-р
ориентировался преимущественно на произведения азерб., рус. и мировой
классики, а также на лучшие пьесы совр. азерб. драматургов. В 1920-27
ведущее место в репертуаре т-ра занимали: "Гаджи Кара" Ахундова,
"Мертвецы" Мамедкулизаде, "Соколиное гнездо" Сани, "Шейх Санан" Джавида,
"Старое поколение" Ахвердова, "Айдын" и "Октай эль оглы" Джабарлы,
"Ревизор", "На дне", "Разбойники", "Отелло"; значительным событием в
жизни т-ра была пост. спектакля "Гамлет" (1926, реж. Туга-нов, Гамлет -
Шарифзаде). Борясь за повышение сценич. культуры, т-р укреплялся на
позициях реализма, однако в эти годы коллектив не сумел полностью
преодолеть эклектизм, эстетские влияния.
Успехи сов. т-ра во 2-й пол. 20-х гг., а также подъём азерб.
драматургии оказали плодотворное влияние на дальнейшее развитие т-ра,
утверждение реапистич. тенденций. Пост. пьес Дж. Джабарлы в 1928
|
|