Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Театральная Энциклопедия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3423
 <<-
 
положительный идеал, мысли о развитии обществ, жизни, создал  художеств.
образы   прогрессивных   людей   своей   эпохи,   выступал   в    защиту
бедняков-тружеников. Ахундов заложил основу  новой  реалистич.  школы  в
азерб. лит-ре. Творчество  его  оказало  огромное  влияние  на  развитие
реалистич. направления в лит-ре стран Ближнего Востока.
   Во 2-й пол. 19 в. драматурги Н. Везиров, Н. Нари' манов, А. Ахвердов,
Г. Везиров,  С.  С.  Ахундов,  Р.  Эфен-диев,  А.  Герани  (Адиеезалов),
продолжая традиции М. Ф. Ахундова, утверждали своим творчеством реализм,
обогащали драматургию новой тематикой. В эти годы формируются  различные
виды драматич. искусства - трагедия, драма, водевиль и др. Н. Вези-ров в
своих пьесах "Осталось лишь одно название" (1891), "Из-под дождя,  да  в
ливень" ("Гаджи Гамбар") (1895), "Горе Фахреддина" (1896), "Герои  наших
дней" (1898) поднимал значительные совр. темы, высмеивал беков,  купцов,
духовенство,    лживость    бурж.     интеллигенции,     пропагандировал
просветительные  идеи.  Драмы  Ахвердова  "Разорённое  гнездо"   (1896),
"Несчастный юноша" (1900)  обличали  старые  порядки,  показывали  новых
людей. Историч. трагедии  Нариманова  ("Надир-шах",  1889)  и  Ахвердова
("Ага Мухаммед-шах Каджар", 1907) утвердили в А. д. новый жанр.
   После революц. событий 1905 в А. д. получают отражение протест против
царского режима,  социальной  несправедливости,  обличение  духовенства,
бурж. интеллигенции. Особое место в истории А.  д.  занимает  творчество
революц. демократа Дж.  Мамедкулизаде.  Его  комедии  "Мертвецы"  (1909,
ноет. 1916), "Книга моей матери" (1919), "Школа селения Дана-баш" (1921)
и "Собрание сумасшедших" (1927)  реалистически  изображают  жизнь  совр.
общества. Поли-тич. острота, проникновение в сущность социально-полнтич.
событий,  народность,  жизненность  конфликта  характеризуют  творчество
Мамедкулизаде,  особенно  его  комедию  "Мертвецы",   остро   обличающую
косность и фанатизм. В развитие комедийного  жанра  большой  вклад  внёс
азерб. композитор У. Гаджибеков.  В  его  муз.  комедиях  "Муж  и  жена"
(1910), "Не та, так эта" (1910), "Аршин мал алан" (1913) отражена  жизнь
народа до  революции,  разоблачаются  общественные  пороки,  реакционные
традиции, лицемерие представителей высших классов, бурж. националистов.
   В годы первой русской революции появляется пьеса  С.  Мусеви  (М.  Г.
Мохсунов) "Медный рудник" (1907), рисующая  тяжёлое  положение  рабочего
класса, его нищету и бесправие; здесь  впервые  в  А.  д.  создан  образ
рабочего-большевика, организатора революционного  движения.  В  этот  же
период для  т-ра  пишут  С.  М.  Ганизаде,  М.  М.  Кязимовский,  Г.  К.
Сарабский.
   В нач. 20 в. А. д. обогащается  романтич.  пьесами  Гусейна  Джавида:
"Мать" (1910), "Шейх Санан" (1915), "Шойда" (1917),  "Сатана"  (1918)  и
др. В эти же годы появляются первые пьесы Дж. Джабарлы: "Верная  Сарийя"
(1915), "Насреддин-шах" (1918), "Увядшие цветы" (1917), "Айдын" (1919) и
др".
   В начале 20 в.  создаётся  драматургия  для  детей.  В  этой  области
работали учителя и детские писатели.  Пьесы  Абдуллы  Шайка  "Прекрасная
весна" (1910), "Пастух Мемиш" (1912),  "Говорящая  кукла"  (1913)  и  А.
Сиххата "Плод невежества"  (1912)  неоднократно  ставились  на  школьных
сценах.
   Но  рост  азерб.  драматургии  был  ограничен  цензурными  запретами,
отсутствием широко развитого проф. т-ра.  После  Октябрьской  революции,
открывшей  неограниченные  возможности  для  расцвета   нац.   культуры,
началось бурное развитие А. д.  Уже  в  20-е  гг.  новые  пьесы  создали
писатели старшего поколения:
   С Ахундов, Н. Везиров, А. Ахвердов, М. С. Ордубады, А. Шаик. В пьесах
"Соколиное гнездо" (1921) о  борьбе  азерб.  крестьян  за  Сов.  власть,
"Колесо фортуны" (1921), "Из мрака  к  свету"  (1921),  "Дьявол"  1922),
"Новая жизнь" (1923) С. Ахундов отразил роволюц. борьбу  азерб.  народа,
подверг  резкой  критике  идеалистич.  воззрения,   показал   социальные
изменения в жизни и в сознании людей. Гусейн Джа-вид создал значительные
историч. пьесы "Сиявуш" (1934), "Хайям" (1935) и др.
   Основоположником азерб. советской драматургии является Дж.  Джабарлы.
В 1922 он написал пьесу "Октан эль оглы", где выступил с резкой критикой
собственнического мира, противопоставляя ему героя -  защитника  правды,
но еще далёкого от понимания действительного пути  борьбы  с  социальной
несправедливостью. С 1928 в творчестве Джабарлы начинается  новый  этап,
связанный с овладением методом социалистич. реализма. Основной круг  тем
драматургии  Джабарлы  -   борьба   азерб.   народа   против   иноземных
завоевателей, феодалов и религии ("Невеста  огня",  1928),  рост  нового
человека,  раскрепощение  азерб.  женщины,  её  участие  в  социалистич.
преобразовании   страны   ("Севиль",   1928,   "Алмас",   1931),    идея
пролетарского интернационализма и дружбы народов ("В 1905 году",  1931),
борьба советских людей за уничтожение остатков эксплуататорских  классов
("Яшар", 1932). Пьесы Джабарлы, обошедшие многие сов.  т-ры,  определяли
развитие азерб. т-ра.
   Традиции Джабарлы в дальнейшем были продолжены  азерб.  драматургами.
Темы советского патриотизма, бдительности нашли отражение  в  пьесах  М.
Ибрагимова "Хаят" (1937), "Мухаббет" (1942). В 30-х гг. развивается жанр
комедии. В пьесах Сабита Рахмана "Свадьба" (1939), "Счастливцы"  (1941),
"Невеста" (1954) осмеиваются пережитки прошлого,  отражены  социалистич.
мораль, новое отношение к труду. Появление героико-романтич. драм Самеда
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3423
 <<-