Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Театральная Энциклопедия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3423
 <<-
 
"Невеста огня" (реж. Туганов, Эльхан-Шарифзаде,  Акшин-Ульви  Раджаб)  и
"Севиль" (реж. Туганов, Севиль-Давудова) ознаменовали поворот  в  творч.
жизни т-ра. В 1929 были поставлены спектакли "Загмук"  Глебова,  "Любовь
Яровая" (Кошкин - Тахмасиб, Яровая  -  Давудова,  Швандя  -  Идаятзаде),
"Человек, который  смеётся"  по  Гюго  (Гуинплен  -  Ульви,  Шарифзаде),
"Честь" ("Намус") Ширванзаде, "Князь" Джавида (1930,  Князь  -  Дараблы,
Тахмасиб, Шарифзаде). В 1926 состав т-ра пополнился выпускниками  театр.
уч-ща и молодыми  актёрами  -  Ф.  Кадри,  Р.  Афганлы,  И.  Дагестанлы,
ставшими впоследствии ведущими мастерами  т-ра.  К  режиссёрской  работе
привлечены Дж. Джабарлы, И. Идаятзаде, Р. Тахмасиб, Р.  Дараблы,  М.  А.
Алиев, А. Рзаев.  В  1930  т-р  гастролировал  в  Ленинграде  и  Казани,
выступал на Всесоюзной олимпиаде национальных театров.
   В нач. 30-х гг. были созданы спектакли на совр. темы: "Алмас"  (1931,
реж. Туганов и Джабарлы, Алмас  -  Гаджиева,  Гаджи  Ахмед  -  Тахмасиб,
Ша-риф - Идаятзаде, Мирза Семандар  -  Алиев),  "В  1905  году"  (1931),
"Яшар" (1932, Яшар -  Ульви)  Джабарлы,  "Интервенция"  Славина  (1932).
Передовые деятели  т-ра  сопротивлялись  проникновению  форма-листич.  и
вульгарно-социологич. тенденций, сказавшихся  в  таких  спектаклях,  как
"Кузнец Гяве" Ш. Сами, обработка С. Ахундова (1929\ "Гаджи Кара"  М.  Ф.
Ахундова (1930), "Мертвецы" Мамедкулизаде  (1933).  2-я  пол.  30-х  гг.
явилась периодом творч. зрелости  коллектива.  В  эти  годы  многогранно
раскрылись дарования многих актёров. Наряду с реалистич.  спектаклями  о
современности - "Гибель эскадры" (1934,  реж.  Юлдуз),  "Платон  Кречет"
(1935, реж. Ис-кендеров), "Хаят"  Ибрагимова  (1937,  реж.  Искен-деров,
Сулейман - Ульви, Хаят - Давудова,  Абас  -  Афганлы,  Мешади  Гусейн  -
Герайбейли), "Свадьба" С. Рахмана (1939, реж. Ашумов, Керемов - Алиев) -
т-р осуществил монументальные народно-героич. спектакли "Сиявуш" Джавида
(1934, реж. Идаятзаде, Сиявуш - Ульви,  Шарифзаде),  "Шах-наме"  Джанана
(1936), постановку пьес С. Вургуна -  "Вагиф"  (1938,  реж.  Искендеров,
Вагиф - Алекперов, Хураман - Кадри, Эльдар - Афганлы, Санани,  Каджар  -
Ру-хулла), "Ханлар" (1939, реж. Искендеров, Коба - Герайбейли, Ханлар  -
Алекперов, Гызыстер - Давудова), "Гачах Наби" Рустама (1940). В эти годы
т-р добивается значит, успехов в освоении нац. и мировой классики:  "Без
вины виноватые" (1935, Кручи-нина -  Давудова,  Незнамов  -  Дагестанлы,
Шмага-Идаятзаде), "Макбет" (1936, реж. Туганов, Макбет - Шарифзаде, леди
Макбет - Давудова), "Король  Лир"  (1941,  Лир  -  Рухулла,  Алекперов),
"Бесприданница" (1939), "Гроза" (1943, реж. Шарифов, Лариса и Катерина -
Кадри).
   Разнообразные  по  жанру,  реалистич.  народно-героич.,  романтически
приподнятые спектакли характеризуют дальнейший творческий путь  т-ра.  В
годы  войны  т-р  создал  патриотич.  спектакли  "Ожидание"  Гусейна   и
Эфендиева (1942), "Вэфа" Расула Рзы (1943), "Мухаббет" Ибрагимова (1942)
и др. В эти же годы т-р  показал  народно-героич.  спектакли  "Фархад  и
Ширин" Вургуна (1941, реж.  Искендеров,  Фархад  -  Алекперов,  Ширин  -
Кадри), "Тавриз  туманный"  Ордубады  (1945),  "Низами"  Гусейна  (1942,
Низами - Афганлы).
   Эти спектакли подготовили воплощение  темы  героики  нашего  времени,
трудовых подвигов советских людей в пост., осуществлённых в  40  -  50-х
гг. В  эти  годы,  руководствуясь  историч.  постановлениями  партии  по
вопросам литературы и иск-ва, т-р настойчиво разрабатывал важнейшие темы
жизни  народа.  Среди  лучших  спектаклей  40-х  гг.:   "Утро   Востока"
Мамедханлы (1947, Ст. пр.  1948)  о  героич.  борьбе  азерб.  народа  за
установление  Сов.  власти  в  Азербайджане   (реж.   Искендеров,   худ.
Фатуллаев, Киров- Дагестанлы, Фархад - Афганлы, Агаларов -  С.  Рухулла,
Гюльзар  -  Давудова,  Наджафбек  -  Алиев,  Томсон  -  Кязим  Зия).   О
самоотверженном труде бакинских  нефтяников  и  азерб.  колхозников,  их
жизни и быте рассказывали спектакли  "Светлый  путь"  (1947)  и  "Вешние
воды" (1948) Эфендиева.
   В  50-х  гг.  т-р,  продолжая  свою  работу  с  драматургами,  создал
спектакли: "Большая любовь" (1950),  "Бухта  Ильича"  (1958),  "Ильдрым"
(1955) Меджнунбекова, "В огне"  (1951),  "Ширванская  красавица"  (1957)
Мамедханлы, "Невеста" С. Рахмана (1954),  "В  семье  Атаевых"  Эфендиева
(1954), "Глазной врач" (1955),  "Сердце  матери"  (1960)  Са-фарли,  "На
дальних берегах" Сеидбейли и Касу-мова  (1956)  и  др.  Был  возобновлён
"Поворот" Джабарлы. Верный своим традициям, т-р  много  внимания  уделял
созданию народно-героич. ("Джаван-шир" Гусейна, 1957), романтич.  ("Шейх
Санан" Джавида, 1956) спектаклей, а также пост. классики:
   "Отелло" (1949, реж. Искендеров,  Отелло  -  Алекперов,  Дездемона  -
Шекинская, Яго -  Афганлы),  "Зимняя  сказка"  Шекспира  (1955),  "Везир
ленко-ранского ханства" М. Ф.  Ахундова  (1953),  "Из-под  дождя,  да  в
ливень" Везирова (1955), "Васса Железнова" (1954,  реж.  Кязимов,  Васса
-Давудова), Образ В. И. Ленина был воссоздан в спектакле "Грозовой  год"
Каплера и Златогоровой (1959, Ленин - Дагестанлы).
   В 1949 (в связи с 75-летием  азерб.  т-ра)  Т-р  им.  Азизбекова  был
награждён орденом  Трудового  Красного  Знамени.  В  1959  театр  принял
участие в декаде азерб. иск-ва и лит-ры в Москве.
   Значит, роль в истории т-ра сыграли актёры  А.  М.  Шарифзаде,  Улъви
Раджаб, нар. арт. СССР М. А. Алиев, Сидги Рухулла, реж. А. А. Туганов. В
труппе т-ра (1960): нар. арт. СССР М. Давудова, нар. арт. Азерб. ССР  А.
Алекперов, Р. Афганлы, М. Ве-лиханлы, И.  Дагестанлы,  С.  Гаджиева,  А.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3423
 <<-