|
Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Маргарита Готье ("Дама с камелиями"
Дюма-сына), Катрин ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Ирина Аркадьевна ("Весенний
поток" Косоротова). Особенно успешно играла А. роли в классич. комедии и
психологич. драме. Её исполнение отличалось передачей нюансов
психологии, переживаний, тщательной разработкой характера сценических
героинь. В сов. время работала в периферийных т-рах (Ташкент, Ашхабад и
др.). А. Шн,
АЗАРЁВИЧЕВА, Мария Аполлоновна(1804-14.Х1. 1888) - русская актриса.
Ученица А. А. Шаховского по его Молодой труппе. В 1821-43 служила на
петербургской императорской сцене. Играла роли служанок, вторых
любовниц. Считалась отличной исполнительницей роли Даши ("Урок дочкам"
Крылова). Первой сыграла Лизу в "Горе от ума" (1831). А. выступала также
в трагедиях (Поликсена - о. п. Озерова, Арикия - "Федра" Расина,
Пальмира - "Магомет" Вольтера).
АЗАРИН (наст. фам.- Мессере р), Азарий Михайлович [18(30).III.
1897-30.IX. 1937] - русский советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1935). В
1918 поступил в студию Евг. Вахтангова. В 1919 перешёл во 2-ю студию
МХТ. Роли: Аптекарь ("Немая жена" Франса), Отец ("Сказка об
Иване-дураке" по Л. Н. Толстому в инсценировке М. Чехова), Кулигин
("Гроза"), К осмэ ("Дама-невидимка" Кальдерона). Одновременно А. играл в
МХАТе. Роли: Кот ("Синяя птица" Метер-линка), Бобчинский ("Ревизор"),
Загорецкий ("Горе от ума"). В 1925-36 работал в МХАТе 2-м. Роли:
Левша ("Блоха" по Лескову), Тарелкин ("Дело" Сухо-во-Кобылина),
Фрезер ("Потоп" Бергера), Волгин ("Чудак" Афиногенова), Мальволио
("Двенадцатая ночь"). Искусству А.- блестящего комедийного актёра - были
свойственны тонкий юмор, лёгкость, лукавая весёлость, умное озорство.
Созданные им образы отличались жизнеутверждением, оптимизмом, глубиной,
лиричностью, теплоюй. В МХАТе 2-м А. начал режиссёрскую деятельность
("Хорошая жизнь" Амагло-бели, 1934). С 1936 работал в Малом т-ре (роль
Счаст-ливцева), Моск. т-ре им. Ермоловой (пост. "Шторм"), Центр, т-ре
Красной Армии.
Лит.: Мастерство актера. Хрестоматия, сост. Н. Львов п II. Максимов,
под ред. Б. Алперса и П. Новицкого, М.,
1,), с. 378-79.
АЗЕВЁДУ (Azevedo), Артур (1855-1908) - бразильский писатель,
драматург, журналист. В 1870 начал лит. деятельность пьесой "Любовь к
поговоркам", пост. проф. т-рами и пользовавшейся популярностью в
Бразилии. А.- автор 57 оригинальных пьес, мн. переделок и переводов с
франц. яз. Писал произв. самых различных жанров - драмы, комедии,
бурлетты, либретто к муз. комедиям и др. В 1889 написал (совм. с У.
Дуарти) драму "Семья Салазара", запрещённую за призыв к борьбе против
рабского положения негров. А. принадлежит текст комич. онеры "Принцесса
Кажуейру" (1880),вызвавшей нападки на драматурга из-за содержавшейся в
ней критики б раз. политич. деятелей.
Значит, место в творчестве А. занимают лёгкие муз. комедии с
куплетами, среди к-рых наиболее известна в Бразилии "Федеральная
столица" (1897). Изображая злоключения сельского жителя, попавшего я
столицу, автор критически рисует нравы браз. об-ва конца 19 в. Комедии
А. "Приданое", "Оракул", "Бадежо" и др. входят в репертуар браз. т-ров и
в наст. время. А. ввёл в Бразилии жанр эстрадного обозрения ("Билоптра",
"Республика", 1889, "Три-бофе", 1891).
Деятельность А. имела большое значение для развития нац. драматургии
и становления браз. театра. Творчество А. проникнуто жизнеутверждением,
насыщено юмором, продолжает традиции реалистич. драматургии
Л.К.Мар-тинса Пены. Считая т-р "высшим судом справедливости", критикуя
недостатки совр. ему действительности, А. подчёркивал, что пишет для
людей, к-рые ищут в иск-ве и лит-ре отражения волнующих их событий.
Острые сатирич. куплеты из комедий А. вошли в быт народа Бразилии.
В 1889 А. основал "Ревиста ди театру" ("Театральный журнал"), в к-ром
работал как театр. критик. После поездки во Францию и ознакомления с
иск-вом т-ра "Комеди Франсез" вёл борьбу за создание гос. т-ра.
Благодаря усилиям А. в 1909 (после его смерти) был открыт Муниципальный
т-р в Рио-де-Жанейро. В. Ж.
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. С древних времён в Азербайджане
существовала нар. драма, связанная с нар. играми и обрядами.
Первоначальными формами этой драмы были игры и обряды "Хан-хан",
"саячы", "новруз", "кэвсэдж", "Кес-кеса", "Ки-лим-арасы" и др.
Дальнейшее развитие нар. драма получила в театрализованных диалогах
"Тапдыг чо-бан", "Тенбель гардаш" и др. В средневековом Азербайджане
существовали мистериальные представления "Шабих", связанные с историей
борьбы за халифат, носившие антидемократич., реакционный характер.
Родоначальником А. д. является выдающийся философ и писатель М. Ф.
Ахундов. Комедии Ахундова "Молла Ибрагим Халил, алхимик..." (1850),
"Мусье Жордан, ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун" (1850,
пост. 1851), "Везир ленкоранского ханства" (1850, пост. 1852), "Медведь,
победитель разбойника" (1851), "Приключение скряги" ("Гаджи Кара")
(1852),"Правозаступники в городе Т ав ризе" ("Восточные адвокаты")
(1855) - яркие образцы реализма. В своих подлинно народных комедиях
Ахундов показал жизнь совр. ему общества, обличал пороки, социальную
несправедливость. Одновременно он выразил в этих комедиях свой
|
|