Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Театральная Энциклопедия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3423
 <<-
 
(1925, Моск. т-р муз. комедии) Оффенбаха и др. С. Д.
   АДХИКАРИ  (сапскр.,  букв.-  главный,  руководитель)  -  наименование
руководителя труппы и  постановщика  спектакля  в  бенгальских  народных
представлениях  джагпра.  А.  в   определённые   моменты   представления
прерывает действие и объясняет смысл происходящего насцене. В. Э.
   АДХИКАРИКА  (санскр.,  букв.-  принадлежащий  главному)  -  один   из
терминов теории индийской  классической  драмы.  А.  называется  главная
сюжетная линия пьесы, определяющая действия героя пьесы, непосредственно
связанные с его стремлением к достижению цели. В. 9.
   АДЫГЕЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр.  искусства  адыгейского
народа - в  фольклоре:  былинах,  сказках,  баснях,  песнях  и  шуточных
сценках, входивших в бытовые, праздничные и  трудовые  обряды.  Элементы
театрализации имелись в свадебных обрядах, праздниках урожая и т.  д.  В
нач. 19 в.  при  дворах  князей  давались  театр.  представления  силами
крепостных актёров. По свидетельству нар. ашуга Адыгеи Ц. А.  Теучежема,
в одном из таких  крепостных  т-ров  выступал  актёр,  певец,  танцор  и
музыкант, автор театрализованных сценок Ибрагим Шазо, позже руководивший
восстанием против феодалов.
   Октябрьская  революция  дала  адыгейскому  народу   возможность   для
формирования и развития нац. культуры, в т. ч. и т-ра. После образования
Адыгейской автономной области (1922) в Краснодаре под рук. педагогов  Е.
Л.  Урываевой  и  И.  Г.  Барабаша  были   созданы   кружки   художеств.
самодеятельности,   которые    стали    основой    ученического    т-ра,
организованного в 1927 и просуществовавшего до 1932. Здесь были показаны
первые пьесы адыгейских авторов:
   "Мосс  Шовгенов"   И.   Ашканова   -   о   деятельности   выдающегося
революционера  Адыгеи,  погибшего   от   рук   белогвардейцев,   "Касей"
Тхаркахова, "Кочас" И.Цея -  о  народном  герое,  борце  против  тирании
князей. В 1933 в Краснодаре был открыт адыгейский  театр.  техникум.  Из
выпускников техникума  в  1936  организован  первый  нац.  проф.  театр.
коллектив - Адыгейский обл. колхозно-совхозный т-р. В  1936-41  реж.  Е.
Кашерининовым и А. Артуновским пост. в этом т-ре спектакли: "Кочас" Цея,
"Честь" Мдивани, "Любовь Яровая", "Платон Кречет", "Коварство и любовь",
"Скупой" и др. В 1936 в Майкопе организован рус. драм. т-р, деятельность
к-рого сыграла значительную роль в становлении адыгейского  нац.  театр.
иск-ва. В 1941 в Майкопе создан объединённый (рус. и адыгейская  труппы)
обл. драм. Т-р им. А. С. Пушкина. В его творч. состав вошли актёры  Рус.
драм. т-ра и  Адыгейского  колхозно-совхозного  т-ра,  а  также  молодые
актёры, окончившие адыгейскую студию  ГИТИСа  в  Москве.  Руководителями
т-ра стали педагоги ГИТИСа К. Я. Тупоногов, О. С. Теракова и  окончивший
ГИТИС  режиссёр-адыгеец  М.  С.  Ахеджа-ков.  В  репертуар  т-ра   вошли
подготовленные в ГИТИСе спектакли -  "Ревизор",  "Коварство  и  любовь",
"Женитьба  Фигаро"  и  пьеса  адыгейского  драматурга   А.   К.   Евтыха
"Разорванные цепи", посв. классовой борьбе в аулах в период  организации
первых колхозов.
   В годы Великой Отечеств, войны (в период  нем.-фашистской  оккупации)
областной т-р прекратил своё существование, многие актёры ушли на фронт.
Деятельность рус. труппы возобновилась  в  1943,  сразу  после  изгнания
оккупантов из Адыгеи. В 1958 начала работать адыгейская труппа.  В  1959
пост. спектакли:
   "Женихи" адыгейского драматурга Е. Мамия,  "Честь  семьи"  Мухтарова,
"Блудный сын" Раннета, "Забавный случай"  Гольдони.  Рус.  труппа  пост.
пьесу  адыгейского  драматурга   Дж.   Джагупова   "Возмездие"   (1958).
Объединённый майкопский областной т-р систематически обслуживает аулы rf
сёла Адыгеи и Краснодар' ского края.  В  рус.  труппе  работают  (I960):
засл. арт. РСФСР М. П. Лотков; Н. С. Схакумидова, Ю.  А.  АХРД-жакова  и
др.; в адыгейской труппе - 3. М. Хаткова, У. С. Цей, А. Ш. Хачак, А.  С.
Пармакова, Д. М. Млш, С. X. Татлок. Гл.  режиссёр  т-ра  -  засл.  деят.
иск-в РСФСР М. С. Ахеджаков.
   Лит.: Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957; А х е д-ж а  к  о  в
М., К вопросу об истории адыгейского театра, в кн.:
   "Дружба", альманах I, Майкоп, 1941; Кубань Родная.  Сборник  очерков,
Краснодар, 1958. Ек. Г,
   АЖУРНАЯ (ПРОРЕЗНАЯ) ДЕКОРАЦИЯ (от франц. a jour - сквозной) - один из
видов  плоской  живописной  декорации:  часть   живописной   поверхности
декорационного  холста  вырезается   и   сквозь   прорези   виден   фон,
изображающий небо, второй план архитектурной или пейзажной  декорации  и
т. п. А. (п.) д. при  подвеске  на  нескольких  планах  создаёт  иллюзию
пространственного сооружения или глубины пейзажа (особенно  при  удачном
использовании  эффектов  сценич.   освещения).   Ажурные   архитектурные
декорации на сцене проектируются и строятся по законам условной  сценич.
перспективы.
   Лит.: Серебрякова Т., Мягкие и аппликационные  декорации,  М.,  1952.
Вл. В.
   АЗАГАРОВА, Анна Яковлевна (г. рожд.  неизв.-  ум.  19.  IV.  1935)  -
русская актриса. Сценич. деятельность начала в 1886 на  петерб.  клубной
сцене. В 1888-96, 1899-1914 играла в провинции (Самара, Саратов, Казань,
Вильно, Екатеринодар и др.). В 1896- 1899 и с  1914-актриса  моек.  т-ра
Корша. Роли: Кате-рина Негина, Евлалия ("Гроза", "Таланты и поклонники",
"Невольницы" Островского), Корделия, Офелия  ("Король  Лир",  "Гамлет"),
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3423
 <<-