|
Каплера и Злато-горовой (1940), "Двенадцатая ночь" (1944); "Свадьба
Кре-чинского" (1946); "Ара прекрасный" Заряна (1946). Творчество А.
неразрывно связано с Т-ром им. Сундукя-на (Ереван), где он работает с
1939 режиссёром, с 1953 - гл. режиссёром. На сцене этого т-ра А. пост.
спектакли, имеющие этапное значение в истории арм. советского театр.
иск-ва. К числу их принадлежат: "Из-за чести" Ширванзаде (1939), "Страна
родная" Демирчяна (1940), "Фронт" (1942); "Утёс" Папазяна (1944),
"Молодая гвардия" (1947), "Вишнёвый сад" (1951); "Дядя Багдасар"
Пароняна (1954), "Ещё одна жертва" Сундукяна (1955), "Намус" Ширванзаде
(1955), "Хаос" по Ширванзаде (1959). Особенно значительны работы А. в
области нац. классич. драмы (пост. Пароняна, Ширванзаде, Сундукяна) и
совр. арм. драматургии. А. пост. ряд спектаклей в Т-ре оперы и балета
им. Спен-диарова (Ереван): "Героиня" Степаняна (1950, Ст. пр. 1951),
"Давид-бек" Тиграняна (1956) и др. В 1947-50 работал гл. режиссёром Т-ра
муз. комедии в Ереване (спектакли "Кум Моргана" Ширванзаде, "Карине"
Чухаджяна).
Спектакли А. отмечены глубоким раскрытием идеи произведения, яркой
театральностью, оригинальностью режиссёрского замысла. Пользуясь
своеобразными выразительными средствами, режиссёр показывает внутренний
мир сценич. персонажей. В своих пост. А. стремится к ансамблю, к
раскрытию темы спектакля через актёрские образы. А.-выдающийся мастер
сценич. композиции, мн. его пост. характеризуются выразит. массовыми
сценами, образностью деталей, смелостью и остротой мизансцен. Ведёт
педагогич. работу в Ереванском художеств.-театр. ин-те (с 1944). С.Р.
АДИГЕЗАЛОВ (псевд.- Герани), Аскер-бек (3.V. 1857 - март 1910) -
азербайджанский общественный и театральный деятель. С 1878, по окончании
Петровской земледельческой академии (Москва), работал в судебных и
административных органах. Участвовал в любительских спектаклях; был
первым исполнителем роли Гаджи Кара (в одноим. комедии М. Ф. Ахундова) в
спектакле, организованном в 1873 учащимися бакинского реального уч-ща.
Автор комедии "Проделки в старости", бичующей феодально-патриархальные
нравы (издана в 1892, в Тифлисе; до начала 30-х гг. 20 в. ставилась
районными т-рами Азерб. ССР). К. Кае.
АДИНЙ-МИЛЛЕ (Adiny-Millet; наст. фам.- Ч а п-м е н; Chapman), Ада
(1855-1924) - французская артистка оперы (сопрано). Род. в Бостоне.
Вначале выступала в Нью-Йорке под фамилией Чапмен. В 80-х гг. 19 в.
переехала в Европу, где выступала в г-рах Лондона, Милана, Брюсселя. В
1900-е гг. А.-М. была одной из самых популярных артисток парижской
оперы. Партии: Гизель (о. п. Франка) (первая исполнительница партии),
Микаэла, Норма; Изольда
("Тристан и Изольда" Вагнера), Инесса ("Африканка" Мейербера) и др. С
1908 занималась педагогич. деятельностью в Париже. Л. М.
АДЛЕР (Adier) - еврейская актёрская семья, жили и работали в США,
гастролировали по городам США и Европы. Наиболее известны:
Яков А. [1(13)Л. 1855-31.III. 1926] - актёр, режиссёр, антрепренёр.
Род. в России. Имел свою труппу, в к-рой играла вся семья. Спектакли шли
на евр. яз. Роли: Розенкранц, Девид Мой-шелес, Бен-Цион ("Сибирь",
"Еврейский король Лир", "Помешанный" Гордина), Яго, Шейлок; Протасов
("Живой труп") и др.
Сара А. (наст. фам.- Левицкая) (1865- 28. IV. 1953) - жена Якова А.
Род. в России. Роли:
Мина (о. п. Кобрина), Гителе ("Разбитое сердце" Либина), Бас-Шева
("Без крова" Гордина), Нора;
Амалия ("Разбойники"), Катюша Маслова ("Воскресение" по Толстому) и
др.
Стелла А. (р. 10.11. 1902) - дочь Якова и Сары А. Исполняла почти все
роли репертуара Сары А. Среди др. ролей: Клара ("Потерянный paw Одетса),
Маша ("Живой труп") и др. Участвовала в гастролях т-ра "Амер. театр.
лаборатория" в Юж. Америке и Европе (1926); играла в "Евр.
художественном т-ре" (1930, Нью-Йорк); в Т-ре Бутса (1946, Нью-Йорк) и
др.
Льютер А. (р. 4.IV. 1903) - сын Якова и Сары А. Роли: доктор Гордон
("Люди в белом" Кингс-ли), Тёрнер ("Нищие приходят в город" Одетса) и
др. В 1932 работал в "Групп т-ре", затем в "Беласко т-ре" и др. т-рах.
Снимался в кино.
Труппа Якова А. знакомила евр. зрителя с произведениями передозой
евр. драматургии своего времени (Гордина, Кобрина, Пинского и др.) и
клас-сич. репертуаром.
Лит.: Lexicon of the Jiddish theatre, v. 1, N. Y., 1931 (на евр.
яз.). А. Шн.
АДУЕВ, Николай Альфредович (15.IX. 1895- 11. IV. 1950) - русский
советский поэт, драматург, либреттист. Член ВКП(б) с 1941. Лит.
деятельность начал в 1917. Писал пьесы для ((Синей блузы",
полит-обозрения, фельетоны для эстрадного исполнения и др. Автор
либретто муз. комедий "Акулина" Ков-нера (1948, Свердловский т-р муз.
комедии), "Женихи" Дунаевского (1926, Моск. т-р оперетты), "Табачный
капитан" Щербачёва (1944, Свердловский т-р музыкальной комедии). А.
работал совм. с поэтом и драматургом А. М. Арго. Ими созданы новые
тексты к классич. опереттам: "Жирофле-Жирофля" Лекока (1922, моек.
Камерный т-р), "Прекрасная Елена" (1924, Большой т-р) и "Орфей в аду"
|
|