|
Творчество А. оказало воздействие на многих арм. актёров: Сирануйш,
Рачья Азнив, О. Абеляна, Г. Пет-росяна, В. Папазяна. А. был не только
великим актёром, но и поэтом (его стихотворения напечатаны отдельной
книгой на арм. яз.) и художником (картины: Гамлет, Офелия, Король Лир,
Коррадо и др.).
В 1888 А. вернулся в Константинополь. В годы политич. гонении против
армян, находясь в тяжёлом материальном положении, А. тяжело заболел (рак
горла). По ходатайству моек. и петерб. актёров русское посольство в
Константинополе поместило А. в русскую больницу (где он умер).
Лит. на рус. яз.: Т e p - Г а б p и e л я н и Г., Воспоминания о
незабвенном армянском артисте Штре Иеронп-мовиче Адамяне, Тифлис, 1896;
Писареве ни и Б. Е., Петр Иеронимович Адамян. Воспоминания, Одесса,
1896;
Г e н д ж я н Е., Памяти великого артиста Петра Иерони-мовпча
Адамяна. Очерк, Ростов на Дону, 1908; Трагик Адамян. в сб.: Братская
помощь пострадавшим в Турции армянам, М., 1897, с. 512-14; В e с e л о в
с к и и А., Два силуэта, "Армянский вестник", М., 1916, № 3, с. 2-4;
Я p ьт m к и н А.. Адамьян в роли Гамлета, Одесса, 1887;
С т e п а н я н Г., Петрос Адамян, Ереван, 1956.
АДАМЯН, Сатеник Артёмовна (17 (29).IX. 1875- 17 (30). VI. 1915] -
армянская актриса. В 1903 окончила драм. курсы в Петербурге. Сценич.
деятельность начала в 1897 в Батуме. Выдающаяся исполнительница
лнрико-драматических ролей, А. создала на арм. сцене лирич.
одухотворённые образы в пьесах Ширванзаде (Сусан - "Намус", Сона - "Злой
дух"), А. Н. Островского (Лариса - "Бесприданница"), Шекспира
(Джульетта, Офелия), Г. Зудермана (Рози - "Бой бабочек", Марикка - "Огни
Ивановой ночи"). Перевела на арм. яз. пьесы Шницлера, Гам-су на и др. С.
Мел. 1 АДАН (Adam), Адольф (24. VII. 1803, Париж,- 3. V.1856, там
же)-французский композитор. Член Института Франции (с 1844). Музыке
ооучался в Парижской консерватории у Ф. Бенуа и А. Рейха (орган), А.
Еуальдьё (композиция). Написал ок. 40 опер, пост. впервые в т-рах Парижа
и затем вошедших в репертуар многих т-ров мира, в т. ч. "Катерина"
(1829. "Опера комик"), "Почтальон из Лонжюмо" (1836, "Опера ксшик"),
"Король из Ивето" (1842, "Опера комик"), "Когда б я был королем" (1852,
"Т-р лирик"), "Фальстаф" (1856, "Опера комик"), оперетту "Нюрнбергская
кукла" (1852, "Национальная опера"), балеты, в т. ч. "Ншзель" (1841,
"Гранд-Опера"), "Фауст" (Лондон, 1833), "Дочь Дупая" (1836, "Опера
комик"), "Корсар"
(там же, 1856). а также музыку к спектаклям, фп. пьесы, песни и др.
Балет "Жизель", утвердивший романтич. направление во франц. балетном
иск-ве (написан на либретто Т. Готье), является одним из популярных
классич. балетов. В 1847 А. открыл собств. "Национальный театр"
(закрылся в 1848). Музыка сценич. произв. А. отличается простотой,
мелодичностью, доходчивостью, непосредственностью выражения; вместе с
тем, нок-рым его соч. не хватает подлинной глубины. А.- автор ряда
муз.-критич. статей. Профессор Парижской консерватории (с 1849). Рим.
пр. (1825).
Лит. соч.: Souvenirs d'un musicien, v. 1-2, P., 1857-1859, 2 ed., P.,
1871.
Лит.: Слонимский Ю., "/Кизль. Балет, Л., 1926;
P о u g i n A., Adolphe Adam, P., 1877.
АДАШЕВ (наст. фам.- Платонов), Александр Иванович [1871 - 1934(?)] -
русский актёр, педагог. Сценич. деятельность начал в 1890. Играл в
Рыбинске, Твери, Костроме и др. провинциальных городах. С момента
основания МХТ (1898) до 1913 А. был в труппе этого т-ра. Роли: Молчалин;
пан Мусилович, Генерал ("Братья Карамазовы", "Николай Ставрогин" по
Достоевскому) и др. В 1906-13 А. руководил частными драматич. курсами
("Курсы драмы Адашева"), Здесь преподавали многие актёры и режиссёры МХТ
- Л. А. Суллержицкий, Р. В. Болеславский, В. И. Качалов, В. В. Лужский.
Среди окончивших эти курсы - Е. Б. Вахтангов, С. Г. Бирман, М. А.
Дурасова и др. После закрытия курсов А. работал в провинции как актёр и
педагог. В 1923-27 преподавал в театр. школе при Киевском русском драм.
т-ре. А. Кл.
АДВЕНТОВИЧ (Adwentowicz), Кароль (20. X.I 872- L9.VII. 1958) -
польский актёр. Сценич. деятельность начал в 1896. Играл в т-рах Львова
(1900-12), Кракова (1912), Варшавы (Польский т-р и т-р "Атенеум",
1925-27, 1931-39, 1951-58) и др. городов. Актёр широкого диапазона, А.
выступал в трагедийных, характерных и комедийных ролях: Воевода, Люцифер
("Мазепа", "Самуэль Зборовский" Словацкого), Чес-ник ("Месть" Фредро),
Шейлок, Брут, Гамлет ("Венецианский купец", "Юлий Цезарь", "Гамлет"),
Пер Гюнт, Сольнес ("Пер Гюнт", "Строитель Сольное" Ибсена), Гранатов
("Человек с портфелем" Файко), профессор Зонненбрух ("Немцы"
Кручковского) и др. А. выступал также как режиссёр. С. И.
АДДИГОН (Addison), Джозеф (1.V. 1672-17.VI. 1719) - английский
писатель, драматург и по-литич. деятель, издатель ряда журналов. Лит.
деятельность начал в 1704. Трагедия А. "Катон" (т-р "Друрн-Лейн", 1713)
положила начало развитию драматургии просветительского классицизма. А.
утвердил в трагедии гражданскую тематику; используя сюжет из римской
истории, он ввёл в пьесу ситуации и сентенции, имевшие злободневный
политич. характер. Сюжет "Катопа" послужил основой для создания пьес на
|
|