|
фольклорно-фантастическими; бытовые сцены содержали выпады против
церковников и зажиточных горожан. Другая, наиболее известная комедия
"Игра о Робене и Марион" (ок. 1283) - первая пьеса, где драматич.
действие гармонично соединялось с музыкой. Эта пьеса является отдалённым
прототипом комич. оперы, буколич. сюжет - любовь пастуха и пастушки -
приобрёл в ней яркие реали-стич. черты. Демократизм творчества поэта
проявился в поэтизации героев, сочувственном изображении крестьян,
вступающих в конфликт с рыцарем. В пьесе много народных песен и танцев,
органически вплетённых в действие. А. де ла А. был выдающимся
музыкантом; в своих мотетах (хоровые песни без сопровождения инструмент,
музыки) он ввёл систему многоголосия. Мелодии произв. А. де ла А. ценны
как образцы французской бытовой песенно-танцевальной музыки.
"Со ч.: Adam dela Halle, Les partures. Les jeux partis. Texte
critique avec introd., notes et glossaire par L. Nicod, P., 1918
(Bibliotheque de l'Ecole pratique des Hautes-Etudes Sciences philos, et
historiques, Fasc. 224);
A d a m 1 e В о s s u, Le jeu de Feuillee, P., 1911.
Лит.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, под общей
ред. С.С. Мокульского, ч.1, М.,1956, с. 35-41;
Бояджиев Г.Н.,У истоков французской реалистической драматургии (XIII
в.), в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1955. Театр. М., 1955;
Cohen С., Le theatre en France au moyen ae, v. l" P-" 1928; Coussemaker
E. de, Oeuvres completes du trouvere Ad"m de la Halle (Poesi6 et
mu-sique), P., 1872. Гр. Б.
АДАМИЧ (Adami:-), Боян (р. 9.VIII. 1912) - югославский композитор,
дирижёр, пианист. Окончил Муз. академию в Любляне по кл. фп. проф. А.
Равника. Автор музыки ко мн. спектаклям, в т. ч.: "Глория" Маринкови-ча,
"Юрчек" Голие, "Ромео п Джульетта" Шекспира и др., а также к фильмам.
Работает дирижёром радиоцентра в Любляне. А г. M'., Ю. Ч.
АДАМИЧ (Adamic), Эмил (25.XII. 1877- 6. XTI. 1936) - югославский
композитор. В 1922 окончил консерваторию в Любляне. Автор музыки к
спектаклям "Сиротка Ерица" Альбрехта, "Слепая любовь" Песка, "На
крестьянской свадьбе" Миличинского, "Вашская романтика" Еленца, симф.,
вокальных и др. соч. В начальном периоде своего творчества А. широко
использовал в своих соч. фольклорные сюжеты и элементы нар. музыки; в
дальнейшем испытал сильное влияние модернистских течений. Вёл
педагогическую работу в качестве профессора музыки в Любляне.
Лит.: К i move с F., Emil Adamic, "Pevec", 1924, I.Vsl 1-4, str. 1-3;
S k e r j a п с L. M., Emil Adamic, Ljubljana, 1937. Ю. Ч.
АДАМОВ (Adamov), Артюр(р. 1908) - французский .драматург. Род. в
Кисловодске. В 1914 покинул Россию. С 1924 живёт в Париже. Лит.
деятельность начал как автор сюрреалистич. стихов. Во время :2-й мировой
войны в течение шести месяцев находился в концлагере. В 1950 вновь
вернулся к лит. работе. Лучшие пьесы А. "Нашествие" (1950, Национальный
народный т-р, Париж), "Пинг Понг" (1955, т-р "Ноктамбюль", Париж),
"Паоло Паоли" (1957, "Комеди де Лион") содержат резкую критику совр.
капиталистич. общества, бурж. цивилизации, для них характерны ирония и
сатирич. острота. В пьесе "Паоло Паоли", написанной в форме историч.
хроники и охватывающей период 1900-14, А. анализирует законы
капиталистич. общества, порождающие войны. А. принадлежат
сатирико-публицистич. одноактные "злободневные сцены": "Я - не француз"
(посвящена обличению колониального режима в Алжире), "Интимность",
"Жалоба смеха". А. перевёл на франц. яз. "Мещан" и "Вассу Железнову"
(пост. в 1959 "Театр-клубом" - театр. организацией, созданной в 1959 при
участии А.), ряд пьес Чехова. Инсценировал "Мёртвые души" (1960, пост. в
г. Вийёр-банне).
Соч.: Theatre, v. 1-2, Р., 1953-55; Theatre de societe (scenes
d'actualite). P., 1958; в рус. пер.- "Паоло Паоли", в сб.: Пьесы
современной Франции, М-, 1960.
Лит.: Леклерк Г., Судьбы авангардистского театра во Франции, "Театр",
1959, № 9. Т. Бач.
АДАМС (Adams), Артур (1872-1936) - австралий ский писатель,
драматург. Публиковал нек-рые свои произведения под псевд. Джеймс
Джеймс. С 1898 - лит. секретарь австрал. актёра и театр. предпринимателя
Дж. Уилъямсона. Сотрудничал в ряде газет и журналов ("Бюллетень" и др.),
где публиковал статьи, утверждающие демократич. направление в
драматургии и т-ре. Пьесы А. выражали его теоретич. принципы. В 1898-99
А. написал текст к пантомиме "Сорок воров" (пост. в мельбурнском т-ре).
В 1910 "Репертуарный т-р" в Аделаиде пост. пьесу А. "Расточители". В
1914 в Мельбурне и в 1917 в Лондоне большим успехом пользовалась
сатирич. комедия А. "Миссис Притти и премьер", разоблачающая политич.
жизнь Австралии. На сценах австрал. т-ров шли и др. пьесы А.
Соч.: Three plays for the Australian stage, Sydney, 1914;
Galahad Jones, L.-N. Y., [1909]; The mothers. A dramatic sketch for
two characters, в кн.: Melba's gift book of Australian art and
literature, Melt"., 1915; Pierrot in Australia, в кн.: The Australian
soldiers gift book, Melb., 1918.
Лит.: M 1 1 1 e r M., Australian literature..., Sydney -L.- [a.o.],
1956; S e r 1 e P., Dictionary of Australian biography, Sydney-L., 1849;
Re es L., Towards an Australian drama, Sydney-L., 1953. J]
|
|