|
композитором Глюком он пост. балеты "Дон Жуан" (1761), танцы в опере
"Орфей и Эвридика" (1762), "Семирамида" (по Вольтеру, 1765), комич.
балеты "Лионская ярмарка" (1759), "Угольщики" (1760), "Сельские
увеселения" (1760), "Калмыки и казаки" (1761) и др.
В 1767-74 в Вене работал Ж. Ж. Новер, к-рый также в сотрудничестве с
Глюком поставил танцы в опере "Альцеста" (1767). Он руководил придворной
балетной труппой, в к-рой танцевали Ш. Ле Пик Риче, Г. В ест рис и др.
В 1767 в Вене вышли (2-е изд.) "Письма о танце" Новера. Они вызвали
дискуссию между Новером и Анджолини о путях развития балета, к-рая
оказала прогрессивное влияние на развитие австр. балета.
В 1787 в Вене открылся оперный "Виденер-театр", в 1801-"Т-р ан дер
Вин", где существовали балетные труппы и ставились танц. интермедии и
дивертисменты. В 1793-94 и 1799-1804 в Австрии работал балетмейстерС.
Вигано, в 1801 впервые поставивший в Вене балет Бетховена "Творения
Прометея". Его преемником был балетм. Г. Джоя (работавший в Вене в
1800-15). Длительное время в Вене работал известный танцовщик Л. Дюпор,
ставивший балеты (в т. ч. "Телемак") с участием Вигано, Ф. Декаро, П.
Рай-нольди и др.
Начиная с 30-х гг. 19 в., наряду с "Кернтнертор-театром", балетные
спектакли ставились также в "Леопольдштадттеатре", где постановки носили
более демократический характер. В первой пол. 19 в. в Австрии
развивается романтический балет, представительницей которого была
выдающаяся балерина Ф. Элъслер.
В сер. 19 в. ведущее место в австр. балете занимали танцовщики: Ф.
Черрито, Б. Линда, К. Куки, Ч. Черри, Ф. Синони, Ш. Мабиль, Л.Фраппар. В
этот период развиваются традиции придворного балета. Широко используется
в балетном спектакле вальс как хореографич. форма. В конце 19 в.
развитию австрийской хореографии способствовал танцовщик, а затем
ведущий балетмейстер И. Хасреыгнер который в содружестве с художником Ф.
Гаулем поставил "Фею кукол" Байера (1888) и ряд балетов, занявших
прочное место в австрийском и немецком балетном репертуаре.
" В нач. 20 в. в австр. хореографии получили распространение
различные модернистские направления (сестры Визенталь, Баррисонти, X.
Крёйцберг и др.). Им противостояла деятельность реж. Э. Телъс (проводила
в жизнь реалистич. принципы Станиславского) и Г. Крёллера осуществившего
в Венской гос. опере пост. балетов "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса, "Дон
Жуан" Глюка и др. Выделяются балерина Г. Пихлер, танцовщики А.
Краузенекер, Р. Рааб,
X. Пфундмайр, М. Гутхейль-Щодер, В.Р.Францль, X. Крёйцберг и др.
После освобождения Австрии (1945) во главе балетной труппы Гос. оперы
становится бллетм. 3. Хан ка. Труппа осуществляет пост. ряда клас-ич. и
совр. балетов: "Коппелия", "Дон Жуан" Глюка, "легенда об Иосифе"
Штрауса, "Испанское каприччио" и "Ше-херазада" на муз.
Римского-Корсакова, "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского, "Дафнис и
Хл" Равеля, "Петрушка" Стравинского, "Карнавал" на муз. Шумана,
"Треуголка" де Фальи, ряд балетов австр. композитора Ф. Зальмхофера и
др. До 1954 балетные спектакли ставились в двух оперных т-рах Вены: в
Гос. опере и в "Т-ре ан дер Вин" (чаще в 1 ос. опере). Среди артистов
балета: Ю.Драпаль, О.Фидлер, Л. Франц-Бауэр, Э. Темпль, А. Краузенекер,
Г. По-корны-Бауэр, Э. Брехнер, Л. Клемиш, К. Циммерль, А. Биркмейер, В.
Диртль, В. Францль, К. Раймунд, Р. Адама, К. Музиль, Р. Новотны и др.,
балетмейстер Д.Парлич. Для подготовки нац. кадров хореографии в Вене
существует балетная школа при Венской гос. опере. . А. И., Л. М,
Цирк. Возникновение цирка в Австрии относится к 16 в., когда на
ярмарках и площадях наездники, канатоходцы, жонглёры показывали своё
мастерство, В 1780 Ж. Порте основал в Вене цирк, в к-ром выступал
наездник Гийам. В 1808 X. Бах, возглавлявший труппу странствующих конных
акрсбггов, открыл в Вене цирк на 3 000 мест (получил название
"Гимнастический цирк"). Труппа Баха гастролировала в Италии, России и
др, странах, В 20-х гг. 19 в. премьером этого цирка был выдающийся
наездник и исполнитель мимич. сцен на лошадях итальянец А. Гверра. Здесь
же работали: канатоходец Равель, наездница В. Кенебель, наездники бр.
Прайс, атлеты О. Мотти и Ж. Дюпюи. В 50-х гг. 19 в. высшую школу
верховой езды демонстрировал премьер парижского Олимпийского цирка Ф.
Боше, создавший школу выездки и верховой езды, основанную на изучении
анатомии лошадей. Австрийская школа верховой езды широко используется
цирковыми наездниками всего мира. С 80-х гг. 19 в. весной в Вене обычно
работал цирк Э. Ренца. Перед первой мировой войной в Австрии появились
цирки-варьете, в представлениях к-рых сочетались номера мюзик-холла и
цирка. За время 2-й мировой войны цирковое иск-во Авст-рип пришло в
упадок. До 1958 в стране работал цирк Аполло. С 1959 в Вене
функционирует цир Медрано. М. Зон,.
АВТОНОМНАЯ ДРАМСЁКЦИЯ. (Автономная драматическая секци я)объединение,
советских драматургов, созданное в 1933 вместо Всероссийского общества
композиторов и драматургов (Всероскомдрам). А, д. существовала при
Оргкомитете, с 1934-при Союзе сов. писателей на правах автономного
отдела, В отличие от Всероском-драма А. д. выполняла гл. обр. творч.
функции -читка и обсуждение пьес членов А. д., помощь молодым
драматургам, доклады, дискуссии и др. Функции охраны авторских прав
драматургов и. композиторов, сбор авторского гонорара были переданы
|
|