|
опере "Орфей и Эвридика" (1762). Огромную роль в развитии А. т. сыграло
творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена, чьи оперы ставились в венском
оперном т-ре и в частных т-рах. Творчество Моцарта оказало большое
влияние на мн. австр. композиторов, в т. ч. на В. Ригини, бывшего в 80-х
гг. директором итал. оперы в Вене,- автора оперы "Армида", И. Рейнхарда,
написавшего оперу "Бреню", и др. Для венского оперного т-ра написал своё
единств, сценич. произв. Бетховен - оперу "Фиде-лио" (1805).
В конце 18 - нач. 19 вв. появляются первые представители австр. нац.
оперной школы: певицы - Р. Минготти, К. Унгер, певцы - И. Фогель, А.
Мат-тервурцер и др. Наряду с Веной в нач. 19 в. значит. муз. центрами
становятся Зальцбург, Эйзенштадт, Эстерхаза и др. австр. города, где
также ставятся оперные спектакли. Австр. оперная культура испытывала
влияние муз. центров, входивших в состав Австрийской империи,- Праги,
Будапешта и др. Во 2-й пол. 18 в. широкое распространение получили
комедии с муз. номерами. Большое значение в развитии нац. муз. т-ра имел
венский нар. т-р, крупнейшими деятелями к-рого были актёры, драматурги и
режиссёры Ф. Раймунд и И. Н. Нестрой, актёры Т. Кронес, И. Шустер, И.
Корнтейер, композиторы В. Мюллер и Т. Дрехслер, работавшие в венском
"Леопольдштадттеатре". Их деятельность подготовила создание т. н.
венского опереточного жанра. Этому способствовало также распространение
в нач. 19 в. популярных танц. форм и в первую очередь - вальса.
В 1869 была открыта Венская придворная опера (с 1918 - Венская
государственная опера) - ведущий муз. т-р Австрии.
К сер. 19 в. значение венского оперного т-ра как одного из крупнейших
центров муз. культуры Европы значительно ослабляется. В его репертуаре
всё большее место занимают франц. и итал. оперы. Венская оперетта,
получившая в эти годы бурное развитие, на нек-рое время оттесняет на
второй план оперный т-р. Основоположниками австр. оперетты были Ф.Зуппе
("Прекрасная Галатея", "Фатиница", "Боккаччо") и И. Штраус (сын)
("Цыганский барон", "Летучая мышь", "Весёлая война", "Ночь в Венеции").
Крупным композитором также был К. Миллёкер ("Нищий студент", "Гаспарон",
"Бедный Ионафан"). Творчество этих композиторов отличается широким
использованием нар. мелодий, острой танц. ритмикой, мелодичностью,
стремлением к созданию законченных вокальных форм, сближающих оперетту с
комич - оперой. Однако произв. их были лишены социальной, политич.
направленности, сатиричности, присущей опереттам Оффенбаха. В жанре
оперетты выступали также композиторы К. Целлер ("Продавец птиц", "Мартин
Рудокоп"), Р. Жене, А. Миллер, М. Цирер, Р. Деллингер и др., их оперетты
ставились в т-рах Вены. В нач. 20 в. оперетта переживает упадок.
Образовывается т. н. новая венская школа, виднейшими представителями
к-рой были венгерские композиторы Ф. Легар, И. Кальман, австрийские
композиторы Л. Фаллъ, Г. Рейнхардт, Э. Эйслер. Сюжеты оперетт становятся
всё более стандартными. С 90-х гг. Венский оперный т-р, руководимый
первоначально Г. Рихтером, а затем Г. Малером, осуществившим пост. опер
Моцарта, Бетховена, Вагнера, Чайковского и др., переживает новый подъём
и становится одним из лучших т-ров в Европе. Во 2-й пол. 19 - нач. 20
вв. выдвигаются певицы П. Лукка, А. Матерна, А. Иоахим, М. Брандт, А.
Бар-Милъденбург, К. Беттельгейм, Ж. Вюрде-Ней, певцы Ф. Краус, Р. Майр и
др. Конец 19 в. отмечен распространением тенденций веризма. Среди
композиторов этого направления - Ю. Битнер - автор первой муз. драмы
"Горное озеро", К. Вейс (опера "Польский врей"), К. Гольдмарк,
написавший ряд опер (в т. ч. "Царица Савская"), И. Брюль - автор оперы
"Золотой век", и др. Своеобразную окраску получает творчество Г.
Вольфаавтора комич. оперы "Коррехидор". Широким распространением
пользуются также оперы Р. Вагнера, а позднее - Р. Штрауса.
В нач. 20 в. в муз. т-ре Австрии распространяются различные
модернистские течения. Импрессионистские влияния проявились в творчестве
австр. композиторов: Ф. Шрекера, написавшего св. 10 опер, в т. ч.
"Дальний звон" (1912), А. Шёнберга - основателя т. н. додекафонной
(двенадцатитоновой) музыки, написавшего неск. экспрессионистских
опер-монодрам ("Ожидание", "Счастливая рука" и др.), отмеченных крайним
индивидуализмом и пессимизмом, отходом от классич. оперных форм, и
последователей Шёнберга. Большинство австр. композиторов 20-30-х гг. 20
в. Э. Кшенек, И. Маркс, А. Цемлинский, Э. Веллес, Ф. Натизли, Э.
Корнгольд и др.) в своих сценич. произв. занимались подражанием или
бесплодными фор-малистич. экспериментами. В известной мере преодолел
влияние формализма А. Берг в опере "Воццек" (на сюжет Г. Бюхнера).
Попытки создания совр. оперы на базе джазовой музыки предпринял Э.
Кшенек ("Джонни наигрывает") - автор ряда формалистич. произв. Все эти
оперы ставятся в Венском оперном т-ре, ставшем с 1918 государственным.
Созданный в 1898 т-р "Фольксопер", стремящийся пропагандировать классич.
репертуар, постоянно сталкивается с большими материальными трудностями.
Среди авторов оперетт нач. 20 в. выделяется О. Штраус, продолжавший в
своих первых произв. традицию танц. вальсовой оперетты. В большинстве
оперетт, созданных в эти годы, всё большее место занимают джазовые
элементы.
В период между 1-й и 2-й мировыми войнами в Австрии работает ряд
крупнейших музыкантов, среди них дирижёры: О. Клемперер, А. Родзинский,
Б. Вальтер и др. Широкой известностью пользуются совр. оперные артисты
Австрии: певицы- X. Гюден, Л. Ве-лич, И. Зефрид. С. Юринац, М. Чеботари,
|
|