|
придворном т-ре. Стра-аицкий использовал опыт нем. народного т-ра и
итал. комедии дель арте, утверждая на австр. сцене принцип импровизации,
был автором "главных и государственных действ" - пьес (гл. обр.
трагикомедий), насыщенных бытовыми сценками, в к-рых ведущая роль
принадлежала Гансвурсту. Эти пьесы ставились в т-ре Страницкого, успех
к-рого определялся его близостью к народу, злободневностью спектаклей,
смелостью сатирич. выступлений против князей и церкви. Преемниками
Страницкого были актёры Г. Прегау-зер и И. Кури. В конце 18 в. в
предместьях Вены открывается ряд т-ров: "Леопольдштадттеатр" (1781),
"Йозефштадттеатр" (1788), "Виденертеатр" (1787) и др. В этих т-рах
ставились оперы В. А. Моцарта и И. Гайдна, зингшпили, комедии с участием
Гансвур-ста, рыцарские драмы, детские балеты и т. д. В т-рах предместий
импровизац. выступления актёров часто отражали оппозиц. настроения
австр. населения, что вызвало усиление цензурного гнёта и запрещение (в
1770) импровизации. Излюбленными персонажами спектаклей т-ров предместий
были весёлые, предприимчивые, ловкие венские ремесленники - Бернар-дон
(актёр И. Курц), Кашперль (актёр К. Ларош), Штаберль (актёр И. Шустер).
В 1741 в Вене открылся "Королевский театр при дворце", получивший
название "Бургтеатра". Создание этого т-ра связано с реформами,
проводившимися Марией Терезией и Иосифом II в целях укрепления
дворянско-абсолютистского государства. Иск-во "Бург-театра"
формировалось в напряжённой борьбе между аристократич. и демократич.
направлениями. Развитию т-ра препятствовала цензура, ограничивавшая его
репертуар, стремившаяся сделать т-р средством прославления монархии.
Славу "Бургтеатра" и его значение в развитии австр. театр. культуры
определили мн. поколения актёров, создавших подлинно реа-листич.
традиции австр. театр. иск-ва. Под рук. журналиста и режиссёра И.
Шрейфогеля в т-ре работали крупнейшие австр. актёры: С. Шредер, М. Корн,
Г. Ангиюц, К. Фихтнер и др. Для "Бургтеатра" создавал свои произв.
драматург Ф. Грильпарцер. В нач. 19 в. большого творч. расцвета достигли
т-ры предместий, деятельность к-рых в это время была связана с
Ф.Раймундом и И. Н. Нестроем. Эти крупнейшие драматурги и актёры Австрии
создали своеобразный жанр нац. комедии, продолжили и развили лучшие
традиции демократич. т-ра. После революции 1848, с наступлением бурж.
реакции, т-ры предместий теряют свой демократич. характер, ставят гл.
обр. развлекательный репертуар. Еще в 1778 при "Бургтеатре" была открыта
актёром И. Мюллером первая театр. школа, к-рую в 60-80-е гг.'19 в.
возглавлял И. Ле-винскии (в 1909 школа была реорганизована в Академию
музыки и изобразительного иск-ва).
Во 2-й пол. 19 в. "Бургтеатр" занимал ведущее место в театр. жизни
Австрии. Руководителю т-ра в 1849-67 Г. Лаубе удалось утвердить на сцене
клао-сику и прежде всего произведения Шекспира, добиться снятия
цензурного запрета с пьес Шиллера, укрепить труппу театра актёрами А.
Зонненталем, И. Ле-винским, Ш. Вольтер, ставшими крупнейшими деятелями
австр. сцены. В 1870-81 "Бургтеатром" руководил реж. Ф. Дингельштедт,
осуществивший постановку цикла трагедий Шекспира и поставивший пьесы Л.
Анценгрубера, Ибсена и др. В 80-е гг. 19 в. в т-рах Австрии ставились
пьесы рус. драматургов - Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.
В конце 19 в. в Австрии обостряется классовая и национальная борьба.
В австр. иск-ве усиливаются ан-тидемократич. тенденции. В лит-ре и
драматургии ведущее место занимала группа декадентов - Г. Бар, А.
Шницлер, Г. Гофмансталь, пьесы к-рых получили широкое распространение в
т-рах Австрии. Отсутствие художественно-значительного совр. репертуара
отрицательно сказывалось на деятельности "Бургтеатра", творчество к-рого
становится узкоакадемическим. Наиболее значит, явлением театр. иск-ва
этого периода было творчество актёра И. Кайнца, к-рый сумел приблизить
А. т. к прогрессивным обществ. кругам. Большое значение для развития
реа-листич. театр. иск-ва Австрии имели гастроли Моск. Художественного
т-ра в 1906.
В 20-е гг. 20 в. театр. жизнь Австрии представляла собой пёструю,
идейно противоречивую картину. Реа-листич. тенденции сосуществовали с
экспрессионистскими и др. модернистскими течениями, в Австрии работали
демократич. и бурж.-развлекательные т-ры, ставилась классика и пошлые
бурж. пьесы. Борьбу за прогрессивное иск-во вёл "Йозефштадттеатр" (в
1924-38 - рук. М. Рейнхардт), в репертуар к-рого входили пьесы Шоу,
Ибсена, Тургенева, Гоголя. В то же время т-р ставил и пьесы Ф. Мольнара
и др. бурж. драматургов.
С 1918 происходит подъём творч. деятельности "Бургтеатра",
руководимого актёром и режиссёром А. Хейне. Здесь работали актёры Г.
Реймерс, М. Дев-риент, Р. Аслан, Э. Балъзер, М. Эйс и др., отстаивавшие
лучшие реалистич. традиции т-ра от влияния бурж. модернизма и
формализма. В период гитлеровской оккупации (1938-45) демократич.
деятели австр. культуры подвергались преследованиям. Мн. театры были
закрыты, здание "Бургтеатра" разрушено.
После освобождения Австрии Сов. Армией (1945) началась борьба
демократич. сил за нац. и культурную независимость страны. В борьбе с
низкокачественной драматургией театр. деятели Австрии опираются на нац.
и зарубежную классику. Большим событием в театр. жизни были постановки в
"Бургтеатре" в 1946 спектаклей "Горе от ума" Грибоедова, "Натан Мудрый"
Лессинга, "Калипсо" Чокора, "Егор Булычев и другие" Горького. Новое
|
|