Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Театральная Энциклопедия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3423
 <<-
 
либеральный характер. Высокое драматургич.  мастерство  Нестроя,  умение
строить интригу, сталкивать различные, ярко очерченные характеры придают
его пьесам импровизационную лёгкость, непринуждённость. Благодаря  связи
с совр. жизнью, верности  демократич.  традициям  австр.  т-ра,  произв.
Раймунда и Нестроя-классиков А. д., входят в репертуар австр.  т-ров  до
наст. времени.
   Во 2-й пол. 19 в. в  придворном  т-ре  ставились  пьесы  "Сын  мрака"
(1842), "Равеннскиц боец" (1857)
   Ф. Гальма,  в  к-рых  социальные  конфликты  подменялись  абстрактной
борьбой добродетельных  героев  со  злом.  В  комедиях  Э.  Бауэрнфелъда
изображалась  жизнь  великосветских  и   буржуазных   салонов   Веньу-А.
Вильбрандт  писал  пьесы  -  "Аррия  и  Мессалина"  (1874),  "Мастер  из
Пальмиры"   (1889),   выражавшие   мещанские    ограниченные    интересы
буржуазно-бю-рократич.  слоев   Австро-Венгрии.   Крупнейший   драматург
70-80-х гг. 19 в. Л. Анценгрубер в пьесах  "Крестьянин-клятвопреступник"
(1871),  "Четвёртая  заповедь"  (1877)  ставил  острые   соц.   вопросы,
касавшиеся  жизни  австр.   крестьянства,   выступал   против   остатков
средневековья, растущей капиталистич. эксплуатации, засилия  клерикалов.
Однако, резко  критикуя  совр.  общество,  Анценгрубер  не  видел  силы,
способной  изменить  его,  и  ограничивался  призывом  к   нравственному
усовершенствованию.
   В конце 19 -  нач.  20  вв.  в  Австро-Венгрии  усилилось  рабочее  и
национально-освободит.    движение.    Кризис    буржуазной     культуры
Австро-Венгрии накануне 1-й мировой войны ярко выражен в пьесах  венских
драматургов  декадентского  направления  -  А.  Шницлера,  автора   пьес
"Анатоль" (1893), "Зелёный попугай" (1899) и др.,  и  Г.  Гофмансталя  -
"Безумец  и  смерть"  (1893),  "Электра"  (1903),  героями  к-рых   были
пресыщенные, эстетствующие личности. В их  пьесах  проповедовалась  идея
иск-ва для иск-ва, культ смерти, безысходность.
   Во время 1-й мировой войны в Австрии получил развитие  экспрессионизм
крупнейшим представителем левого крыла к-рого был  Ф.  Верфелъ  -  автор
драм  "Человек  из  зеркала"  (1920),  "Швейгер"  (1922),   "Хуа-рец   и
Максимилиан"  (1925)  и  др.  С  экспрессионизмом  связаны   и   произв.
Гофмансталя  -  "Зальцбургский  большой  театр  жизни"  (1921),  "Башня"
(1925).
   Захват Австрии  гитлеровской  Германией  (1938)  нанёс  большой  урон
развитию австр. драматургии; лучшие  писатели  эмигрировали,  т-ры  были
закрыты. В период  2-й  мировой  войны  крупными  прогрессивными  австр.
драматургами являлись Ю. Зойфер, Ф. Брукнер. После освобождения  Австрии
(1945)  деятели  австр.  т-ра  и  лит-ры  выступают  за  создание   нац.
демократич. культуры. Заметное место занимает творчество Э. Т. Чокора  -
автора пьесы "Калипсо" (1942) и др., прошедшего путь от  экспрессионизма
к  психологич.  реализму.  Большинство  пьес  совр.  австр.  драматургов
проникнуто пессимизмом и стремлением  уйти  от  действительности.  Среди
них: "Одиссей снова  пускается  в  путь"  К.  Клингера,  "Его  последнее
призвание" (1957) Г. Шварца, и др.  Крупным  драматургом  совр.  Австрии
является  Ф.  Хохеельдер  развивающий  традиции   демократич.   культуры
Австрии. Его  пьесы  "Коммерческий  отель"  (1946),  "Гостиница"  (1955)
ставятся многими австр. т-рами, в т. ч. "Бургтеатром".
   Лит.: Huppert  H..  Osterreichs  Literaturmisere,  "Oster-richisciies
Tagebuch", W.,  1948,  №12;  Enziner  M.,  Die  Entwicklung  des  Wiener
Theaters vom 16. bis zum 19. Jahrhundert, Tl 1-2, В.,  1918-19;  Reimann
Р., Probleme und Gestalten der Osterreichischen Literatur,  в  его  кн.:
Uber  realistische  Kunstauffassun?,  B.,  1952;  M  e  p  и  н  г   Ф.,
Литературно-критические статьи, т. 2, M.- Л., 1934. Л. Лоб.
   АВСТРИЙСКИЙ ТЕАТР. В 14-15 вв. на террто рии будущей  Австр.  империи
были распространены миракль, мистерия,  вначале  связанные  с  церковным
богослужением, а  позднее  перенесённые  на  городские  площади.  А.  т.
начинает   формироваться   в   16   в.,    со    вре-мени    образования
многонационального  австр.  государства.  Многочисл.   бродячие   труппы
актёров-импровизаторов, исполнявших комич. сценки, акроба-тич.  и  танц.
номера, странствовали по городам вд сёлам Австрии. Гл. действующим лицом
в этих цедсхав-лениях был Гансвурст. В  отличие  от  нем.  Гьнсвуретэ  ,
выродившегося в грубую театр. маску, в.стр..  %тёр  ы  выражали  в  этом
образе черты характера простого народа. Бродячие актёры исполняли комич.
сценки, написанные гуманистом В. Шмельцлем. В 17 в. на  развитие  А.  т.
значит, влияние оказало иск-во актёров итал. комедии  делъ  арте;  итал.
сценарии, достижения актёрской техники способствовали  совершенствованию
иск-ва  австр.  бродячих  актёров.  В  период  феод.-католич.   реакции,
господствовавшей  в  Австрии  в  конце  16-17  вв.,  возникли  т-ры  при
иезуитских коллегиях, целью к- рых являлась проповедь покорности  церкви
и императору. Театр иезуитов  широко  использовал  технику  итал.  т-ра,
спектакли его отличались пышностью и великолепием. Широко известна пост.
спектакля "Побеждающее благочестие" Аванцинуса (1659) в Вене. Придворный
т-р, так же как и т-р иезуитов, поражал зрителя обилием внешних эффектов
и красочностью зрелища. Центром театр. жизни Австрии является Вена.
   В нач. 18 в. большое значение для развития А. т.  имела  деятельность
актёра  и  драматурга  И.  Страницкого,   создавшего   в   Вене   первый
стационарный австр. т-р (1712,  в  здании  "Кернтнертортеатра"),  актёры
к-рого успешно конкурировали с итал. и франц. актёрами,  выступавшими  в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3423
 <<-