|
развилась, что нашло яркое выражение в творчестве крупнейшего австр.
актёра и драматурга И. Страницкого, создавшего многочисленные комедии,
трагикомедии и фарсы. Гл. персонажем этих комедий был Гансвурст,
олицетворявший тип зальцбургского крестьянина. Комедии Стра-ницкого
"Наказанное высокомерие турок", "Преследование из-за любви, или Жестокая
королева..." строились на приключениях Гансвурста, связанных с
актуальными событиями современности. Автор резко выступал против
представителей светской и духовной власти.
В 17 в. широкое распространение получила драматургия иезуитов,
соединявшая в себе элементы средневековой дидактич. драмы (моралите) с
ренессанс-ными мотивами (прославление светской жизни и её радостей).
Авторы иезуитской драмы, используя ис-торич. и мифологич. сюжеты,
проповедовали устойчивость феодализма, непогрешимость и величие церкви и
императорской власти. Видным представителем австр. иезуитской драмы был
Н. Аванцинус.
С сер. 18 в. в Австрию проникают идеи франц. и нем. Просвещения.
Однако развитие культуры Австрии проходило преим. в русле т. н.
просвещённого абсолютизма. В этот период в А. д. сложилось два
направления. Первое из них было связано с традициями бродячего
демократич. т-ра. К нему принадлежали рыцарские и "волшебные" пьесы Ф.
Хафнера ("Бюргерская дама", 1763, "Новый бурлеск", 1764, и др.), Э.
Шиканедера, комедии актёров И. Ланге, Г. Стефани, П. Вейдмана. Под
значительным влиянием выдающегося нем. теоретика и драматурга Г. Э.
Лессинга развивалось творчество драматурга Ф. Хейфельда - автора пьес
"Юлия, или Спор долга и любви" (1766), "Крестьянин с гор" (1767), и Т.
Геблера, написавшего пьесы "Министр" (1771), "Клементина, или
Завещание". Другое направление А. д. определялось развитием придворного
т-ра и стремлением драматургов к подражанию франц. классицизму.
Теоретиком этого направления был журналист И. Зонненфельс - автор "Писем
о венской сцене" (1767-69). Драматург X. Ай-ренгоф написал трагедии
"Ирена" (1781), "Клеопатра" (1783), являвшиеся прямым подражанием
произв. франц. классицизма.
В конце 18 - нач. 19 вв. в предместьях Вены открылись демократич. по
направленности т-ры, для к-рых работали драматурги Й- А, Глейх, А.
Вёйерле, К. Мейсль. Они создали жарр: венской нар. комедии, придав лит.
форму элементам нар. т-ра, выражавшимся в сочетании реального и
фантастического, в ярком бытовом колорите, остроте характеристик
действующих лиц, юморе, переходящем в сатиру. Эти пьесы, героями к-рых
были австр. ремесленники, крестьяне, буржуа, отражали современную жизнь.
Глейх, Бёйерле и Мейсль явились подлинными предшественниками крупнейших
австр. драматургов Ф. Раймунда и II. Н. Нестроя.
В нач. 19 в. в связи с развитием капитализма в Австрии и под влиянием
франц. буржуазной революции 1789-94 пробуждается нац. самосознание
австр. буржуазии, что нашло отражение в произв. наиболее значительных
австр. драматургов 19 в. Ф. Грилъпарцера, Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя,
творчество к-рых сформировалось в период, последовавший после Венского
конгресса 1814-15. Эти драматурги подняли в своих произв. наиболее
острые проблемы современной им жизни. В пьесах Раймунда "Девушка из
страны фей, или Крестьянин-миллионер" (1826), "Король Альп, или
Человеконенавистник" (1828), "Расточитель" (1833) отражён процесс
разложения феодальных отношений и развития бурж. культуры, распад
аристократич. общества, показана судьба простого человека-труженика.
Драматич. произв. Грильпарцера подлинно гуманистичны, их осн. тема -
борьба человека за светлые и справедливые идеалы. В период реакционного
режима Меттерниха Грильпарцер выступал против деспотизма, нац. гнёта,
бесправия человеческой личности, несмотря на то, что его собственные
политич. убеждения были более чем умеренными. Лучшие произв.
Грильпарцера - "Праматерь" (1816), "Сафо" (1817), "Верный слуга своего
господина" (1825), "Сон есть жизнь" (1834), "Счастье и гибель короля
Оттокара" (1825), "Горе лжецу" (1838), "Еврейка из Толедо" (соч. 1857,
пост. в 1872 в Праге). Герои пьес Грильпарцера исполнены пафоса,
страстного стремления к индивидуальной свободе, это - активные,
деятельные натуры, ищущие путей к счастью человека. В его пьесах
показано, что реальная действительность, а не личные качества героев
приводят их к отказу от борьбы, к забвению своих идеалов, но драматург
не понимал необходимости решительных изменений в обществ, жизни и боялся
открытых революционных выступлений. Деятельность Грильпарцера была
неразрывно связана с "Бургтеатром" (Вена), где ставились его пьесы, с
руководителями т-ра И. Шрейфогелем и Г. Лаубе. Романтич. характер
произв. Грильпарцера и Раймунда, демократич. направленность, введение в
пьесы элементов фантастики, постановка проблемы борьбы добра и зла были
определены прямой связью творчества этих драматургов с нар. традициями
австр. культуры.
Творчество Нестроя, сложившееся в условиях бур-жуазно-демократич.
революции 1848, явилось новым этапом в развитии австр. реалистич. драмы.
В период подготовки революции Нестрой выступил с сатирич. комедиями
"Злой дух Лумпацивагабундус" (1835), "Незначительный" (1847). В комедии
"Свобода в Кре-винкеле" (1848) отражены революц. дни в Вене, отношение
различных групп населения к революции, осмеивается бурж. лозунг
"собственность священна". После 1848 творчество Нестроя носило умеренно
|
|