|
(труппа Г. Боденвейзер и др.).
Обострение обществ, противоречий в Австралии вызвало еще в нач. 30-х
гг. попытки организации демократич" театр. коллективов, противостоящих
господствующим бурж. тенденциям. В 1932 в Сиднее и Мельбурне возникли
драматич. секции при "Рабочих художественных клубах" - первые полупроф.
рабочие т-ры. Они ставили пьесы австралийских (К. Причард, В. Пал-мера,
К. Данкан), франц., англ. драматургов и произв. русских и советских
писателей ("Бронепоезд 14-69", "Враги"; "Разгром" по Фадееву, пьесы
Гоголя, Чехова, Билль-Белоцерковского, Афиногенова и др.). В 1936
рабочие театр. коллективы объединились в "Лигу нового т-ра",
развернувшую активную деятельность в период 2-й мировой войны. "Лига"
способствовала появлению т. н. "новых т-ров" ("нью т-р"), в создании
к-рых большую роль сыграли австрал. коммунисты. После 2-й мировой войны
"новые т-ры", среди к-рых ведущее место занимает "Новый т-р" в Сиднее,
превратились в крупные стационарные полупроф. т-ры. Кроме спектаклей в
закрытых помещениях, труппы выступают также и на улицах городов, в
рабочих посёлках, на фабриках и заводах. Они ставят пьесы совр.
прогрессивных австралийских писателей (М. Брэпд, Р. Лоулера, Л. Риса),
пьесы, написанные актёра?, я и являющиеся откликом на происходящие в
стране обытия, пьесы советских авторов (Горького и др.), пьесы писателей
др. социалистич. стран ("Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни, пьесы Л.
Круч-ковского и др.), произв. англ. и амер. авторов (О' Кей-си, Мальца,
Стейнбека, Гоу и д'Юссо, Миллера и др.).
Наряду с "новыми т-рами" в Австралии возникли т.н. "малые т-ры"
("литл т-р") - полупроф. театр. коллективы, объединяющие передовую
интеллигенцию. Популярностью пользуется любительский студенческий т-р
Мельбурнского ун-та, среди пост. к-рого пьесы и инсценировки рассказов
Чехова (на рус. яз.). Созданы новые проф. т-ры, театральные объединения:
в 1951 в Сиднее организована Нац. оперная компания Юж. Уэльса, к-рая в
1952 слилась с Мельбурнской оперной компанией. Объединённая труппа даёт
регулярные спектакли в крупных городах страны. В 1954 создана творч
общественная организация - "Австралийский елизаветинский театр. трест",
задачей к-рого является развитие всех жанров нац. проф. А.т.,
продвижение на сцену и субсидирование пост. пьес, отмеченных на
ежегодных конкурсах "Консультативного совета драматургов" Австралии
(напр.,"Лето семнадцатой куклы" Лоулера в "Юнион т-ре" в Мельбурне,
"Переменчивое сердце" Бейнона в "Университетском т-ре Гилд", "Смотри,
ягуар" Нэша в "Керне литл тиэтр" и др.).
Т. о., хотя общее организационное состояние А. т. препятствует росту
этого вида нац. культуры (театр. коллективы, как правило, не имеют пост.
помещений, материально не обеспечены, многие актёры вынуждены искать
работу в т-рах Англии и США), передовые деятели, выдвигая требование
обществ, и государств. поддержки нац. т-ра, стремятся освободить его от
подражательности, эпигонского следования образцам европ. и амер. иск-ва.
Лит.: II р и ч а р д К., Австралийский театр. "Интернациональная
литература", 1939, № 12; The Australian Encyclopaedia, v. 1 - Ballet and
the Dance, v. 6-Music, v. 8-- Theatre, Sydney, 1958; I. T. Richard
Beynon and "The Shif-tina: heart", "Overland", 1958, Winter, № 12; К a r
d о s s J., A brief history of the Australian Theatre, Sydney, 1955; М с
Gr u i r e P., The Australian theatre, L.- Melb., 1948; Moore W., The
Development of Australian drama, в кн.: Best Australian One-act Plays,
Sydney, 1937; New Theatre. 15 years of production, Sydney, 1948; New
Theatre proves that Art is a Weapon, "Tribune"", 1952, June 25; P h i 1
1 i p s A. A., Delia Ribush and the Australian Theatre, в кн.: P h i 1
11 p s A.A., The Australian Tradition, Melb., 1958; Rees L., Towards an
Australian drama, Sydney - L., 1953; Rees L., New hope for Australian
drama, "Overland-, 1956, Autumn-Winter, № 7; Gr a r 1 i n J., Australian
notes on the Ballet, Sydney, 1951; Orchard W. A., Music in Australia,
Melb., 1951. Д. Я. Л. М.
АВСТРИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В средние века в Австрии, как и в других
еврод, странах, осн. драм. жанром была литургич. и полулитургич. драма,
в к-рую в конце 13 в. включались сцены светского характера, постепенно
выделявшиеся в самостоятельные произведения (например, комедия "О злых
жёнах"). В 15-16 вв. в гуманистич. кружках осваивалось наследие
античности, преим. произв. Плавта и Те-ренция. Драматурги-гуманисты К.
Цельтис и Б. Хе-лидониус писали драмы (на латинском языке), в к-рых
использовали античные и библейские сюжеты. Произв. В. Шмельцля - автора
"Похвального слова Вене" (1548)-отмечены стремлением драматурга к нац.
тематике. Формирование нац. А. д. началось в конце 17 в. после победы
над турками (1683), значительно позже, чем в др. европ. странах. Это
отставание было определено особенностями обществ, жизни Австрии.
Экономич. отсталость страны, разоряемой войнами и феодальными
междоусобицами, мешала развитию нац. культуры. Засилие католич. церкви и
ориентация дворянства на исп., итал. и франц. культуру также задерживали
становление нац. драматургии. Источником А. д. является фольклор
народов, населявших территорию совр. Австрии, их песенное творчество,
сатирич. рассказы (шпрухи, шванки). На этой основе в бродячих т-рах
создавались импровизационные сцены бытового характера, широко
использовались нар. сказания, легенды. К концу 17 в., несмотря на гнёт
феодально-католич. реакции, демократич. культура Австрии окрепла и
|
|