|
Отвечая на запросы демокра-тич. зрителя, драматург, актёр, режиссёр и
театр. предприниматель А. Дампир поставил в т-рах Сиднея и Мельбурна
несколько написанных им мелодрам, собственных инсценировок романов
австрал. писателей-реалистов - М. Кларка, С. Радда, Р. Болдре-вуда,
пьесы Ф. Хопкинса.
В нач. 20 в. коммерч. т-ры Австралии переживают кризис, вызванный
конкуренцией иностр. коллективов, гастролировавших в Австралии.
Начинается погоня за прибылью, художеств. уровень репертуара резко
снижается; классика идёт всё реже, ставятся бессодержательные муз.
комедии и сенсационные, часто реакционные пьесы.
В период 1-й мировой войны, временно ослабившей в Австралии иностр.
конкуренцию, деятельность коммерч. т-ров вновь активизировалась.
Посещаемость возросла в связи с постановкой пьес, отражающих совр.
политич. события. Ведущими актёрами А. т. этого периода были: Дж.
Маклерен, Ф. Хави, А. Фриф, М. Фейн, Д. Брайтон, С. Мод, Ф. Янг, М. Мур
и др.
В первой четверти 20 в. буржуазным коммерч. т-рам противостояла
деятельность вновь созданных прогрессивных лит.-театр. объединений и
т-ров: "Ежегодные вечера, посвящённые австралийской драме" (1909-12),
"Клуб любителей т-ра" (1918), "Актёры-пионеры" (1922-26) в Мельбурне,
"Народный т-р" под рук. Керри Теннант (1929) в Сиднее, домашний т-р Э.
Дэвидсон (20-е гг.) в Окли. Эти организации, выдвинувшие лозунг: "За
национальную драму и народный театр!", впервые поставили пьесы австрал.
авторов Л. Эссона, К. Причард, У. Мура, К. Уотсон, В. Палмера, С. Макки
и др. Режиссёрами спектаклей выступали сами драматурги, исполнителями -
актёры-любители. Деятельность этих объединений имела большое значение в
формировании реалистич. нац. А. т., однако они не могли противостоять
коммерч. т-рам из-за отсутствия проф. актёров, а также из-за финансовых
трудностей.
Значит, вклад в развитие демократич. А. т. внесли т. н. "репертуарные
т-ры" - небольшие полупроф. и любительские театр. коллективы, возникшие
в 10-х и 20-х гг. 20 в. (в Мельбурне, Сиднее, Перте, Хобар-те, Брисбене,
Аделаиде). "Репорту арные т-ры" ставили пьесы австрал. драматургов (А.
Сомервилл, Б. Дейвис, М. Эффорд, X. Дрейк-Брокман, К. Данкан) и
зарубежных авторов (Ибсен, Синг, Йитс, Шоу, Голсуорси, Моэм). В 1915
актёр А. Уилки приехал в Мельбурн со своей шекспировской труппой, к-рая
работала здесь до 1926, постепенно пополняясь австрал. актёрами. Эта
труппа ставила пьесы Шекспира, пытаясь реставрировать спектакли эпохи
Возрождения. В 1928 появилась другая прогрессивная труппа - Д. Рибуша,
пропагандировавшая систему К. С. Станиславского.
Популярными жанрами А. т. в 20 в. продолжали оставаться опера и
балет. На развитие австрал. муз. т-ра значит, влияние оказали гастроли
ряда крупных европ. оперных артистов и, в пер'вую очередь, Ф. И.Шаляпина
(1929). В 20-е гг. в Сиднее организовалась "Оперная лига",
способствовавшая развитию нац. оперы. Среди исполнителей - Н. Мелба,
первая австрал. певица, гастролировавшая в т-рах Европы и Америки,
певцы: Бедфорд, Р. Иттлер, Д. Маккинес. В 30-е гг. широкую известность
получила австрал. певица М. де Ганст. В первой половине 20 в. австрал.
композиторы создали новые музыкально-сценич. произведения: оперы
"Эндимион" Дж. Антилла, "Джованни", "Леди Долли", "Девушка-мавританка"
А. Хилла (либретто многих из этих опер основаны на легендах племени
маори); комич. оперы "Примадонна" и "Дьявол её возьми" А. Бенджамина;
балеты "Балетная сюита корробори" Дж. Антилла, "Терра Ау-стралис" и
"Морская легенда" Э. Роуф, "Трагедия моды" Гуссенса, "Фауст" X. Крипса,
"Трилогия Жанны д'Арк", "Сфинкс", "Маска Люцифера", "Каин и Авель" М.
Лорбера, "Калейдоскоп" и "Эурока" Дж. Пенберти, "Аркаринга" Г. Купера.
Значит, часть этих произв. построена на австрал. сюжетах.
Для развития австрал. хореографии большое значение имели гастроли А.
Жене (1913) и труппы А. Павловой (1926 и 1929). Со 2-й пол. 20-х гг.
были открыты балетные школы, руководимые рус. танцовщиками (А. Долинов -
в Сиднее, 1926; Л. Саранова- в Мельбурне, 1928). В 1929 М. Бурлаков
(танцовщик труппы А. Павловой) и Л. Лайтфут основали "Первый
австралийский балет", выступавший в Сиднее в "Са-вой т-ре" со
спектаклями "Лебединое озеро", "Коп-пелия"; "Шехеразада" на муз.
Римского-Корсакова, "Петрушка" Стравинского и балетами австрал.
композиторов: "Роксанда" Р. Малинга, "Плод забвения" Р. Пенникуика. В
1937 в Аделаиде при "Университетском т-ре Гилд" организовалась балетная
труппа во главке с Дж. Зибертом, просуществовавшая до 1950. В 1941 был
создан "Южно-австралийский балетный клуб" под рук. Дж.Приста. В 1939 в
Мельбурне открылась балетная школа ("Балетная академия Борован-ского"),
в к-рой была сформирована балетная труппа, с успехом выступавшая во мн.
городах Австралии и Новой Зеландии. С 1938 значит, роль в развитии
австрал. балета играла "Балетная студия национального театр. движения",
поставившая св. 60 балетов. На базе этой студии в 1949 была организована
"Национальная балетная труппа" (просуществовала до 1952) в составе: Дж.
Грим, Л. Гоулдинг, Р. Рид, М. Скотт, балетмейстеры - Л. Мартин, Дж.
Александер, Дж. Прист и др. Труппой руководили Э. Борованский и В.
Тви-ди.
Совр. австрал. балет следует традициям классич. хореографии. Но
существуют и модернист, труппы, пропагандирующие "абстрактный" танец
|
|