|
Достоевскому).Играет также комедийные роли (Карташов, "Миллион за
улыбку" Софронова). С. П.
АВРАНЕК, Ульрих Иосифович [26.XII.1853, м. Ключе-нице
(Чехия),-12.VIII.1937, Москва] -советский хормейстер оперы и дирижёр. По
национальности чех.Нар. арт. РСФСР (1-932). Герой труда (1934). Окончил
Пражскую консерваторию по классу виолончели и классу теории (1870);
работал артистом оркестра в немецкой опере в Праге. С 1874 -
виолончелистом и дирижёром в России, в провинц. оперной труппе П. М.
Медведева (Казань, Нижний Новгород, Саратов, Самара, Екатеринбург,
Харьков и др. города). С 1882 А. - дирижёр и гл. хормейстер Большого
т-ра (Москва), в к-ром работал св. 50 лет. Под руководством А. на сцене
Большого т-ра пост. оперы: "Князь Игорь" (1898); "Ночь перед Рождеством"
(1898), "Моцарт и Сальери" (1901) Рим-ского-Корсакова, и др. Были
возобновлены оперы: "Маккавеи" Рубинштейна (1889), "Волшебная флейта"
(1900); "Вер-тер" Массне (1907), "Аскольдова могила" Верстовского (1883)
и др. Деятельность А. сыграла видную роль в повышении проф. мастерства
хора Большого т-ра и -в общем подъёме рус. хоровой оперной культуры. С
1883 А. вёл педаго-гич. работу.
Лит.: Ремезов И., У. И. Авранек, "Советская музыка", 1937, № 12.
АВСТРАЛИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ - драматические произведения на английском
языке, создаваемые в Австралии. До сер. 19 в. драматургия занимала в
австрал. лит-ре незначит. место. Самые ранние произв. А. д. - анонимные
мелодрамы нач. 19 в., бытовавшие в устных и рукописных вариантах.
Авторами их были участники любительских спектаклей из числа каторжан и
первых поселенцев. Эти пьесы, следовавшие англ. и ирл. образцам,
пользовались успехом благодаря своей демократич. направленности (протест
против власть имущих, сочувствие отверженным) но были примитивны по
форме. В 30-50-х гг. появляются: мелодрама "Беглые каторжане" Э. Д.
Берна (1829, "Каледониан т-р", Эдинбург), посвящённая австрал. Робин
Гуду - Мэтью Брейди, "Трагедия Донохыо" Ч. Харпура (изд. 1835),
прославляющая мужество и героизм каторжан, и дидактич. мелодрама актёра
Ф. Белфилда "Кара, или Проклятие пьяницы" (1849, "Куинс т-р", Мельбурн).
В 70-80-е гг. количество мелодрам и комедий возрастает. Ставятся:
"Добро за зло" (1876, "Принсесс т-р", Данедин, Новая Зеландия), "Всё
за золото, или Пятьдесят миллионов" Ф- Хопкинса (1877, "Виктория т-р",
Сидней), "Вдалеке от могилы" (1878), "Сосланный на пожизненную каторгу"
(1878), "Солнечный юг" (1884) Дж. Даррелла и сатирич. комедии, посв.
социальным и политич. темам,- "Класс" Банстера (1878), "Счастливая
страна" М. Кларка (1879), "День выборов, или Добивавшиеся и победившие"
Б. Хора (изд. 1883). Не отличаясь значительными художеств.
достоинствами, австрал. мелодрамы и комедии были сильны демократич.
направленностью, злободневностью, динамичностью своих сюжетов. Язык этих
пьес воспроизводил обычную разговорную ре, изобиловал жаргонными
выражениями. В 80-90-х гг. в Австралии стали появляться инсценировки
реалистических произведений австрал. романистов - "Пожизненное
заключение" М. Кларка, "На нашей ферме" С. Радда, "Вооружённый грабеж",
"Право рудокопа" Р. Болд-ревуда. Авторами сценич. обработок этих произв.
были обычно актёры-постановщики - А. Дампир, Г. Уолч и др. Посвящённые
англ. колониальной каторге, смелым и честным каторжен ш, находившимся
вне закона, трудной доле мелкого фермера, инсценировки завоевали большую
популярность. В Австралии развивается и т. н. литературная или по:)тич.
драма на историч. и легендарные сюжеты:
'Регул" (изд. 1842) и "Любовь королевы" (1846-47, т-р "Ролял
Виктория" в Сиднее) Э. Д. Берна, "Тарк-впний Гордый, или Падение
тирании" С. П. Хилла (изд. 1843), "Реймонд, правитель Милана" Э. Рива
(изд. 1851, пост. в т-рах Сиднея в 1863), "Эдуард - Чёрный принц" Д.
Слейдена (изд. 1886), "Тиберий" Ф. Адамса (изд. 1894) и др. Широкое
распространение получили и т. н. рождественские пантомимы,
сопровождавшиеся чтением текста, муз. аккомпанементом, пением. Тексты
песен и диалоги к пантомимам нередко создавали крупные писатели
Австралии:
М. Кларк ("Леденцовые башмачг.и", 1870, "Т-р Ройял", Мельбурн;
"Альфред Великий", 1878, Муз. академия), П. Мари, Г. Уолч. Большую роль
в становлении А. д. сыграли пьесы и статьи А. Адамса.
В 1909 в Мельбурне по инициативе драматурга и критика У. Мура была
создана первая в истории Австралии литературно-театр. орг-ция "Ежегодные
вечера, посвящённые австралийской драме" (существовала до 1912),
ставившая целью содействие развитию нац. А. д. В 1922 в Мельбурне
писатели В. Пал-мер, Л. Эссон и С. Макки создают аналогичное объединение
- "Актёры-пионеры" (существовало до 1926). В нач. 30-х гг. в Сиднее
возникло движение "Народный т-р", возглавляемое Керри Теннант. Этими
объединениями впервые были пост. пьесы: Л. Эссона - "Укротительница",
"Мёртвые деревья" и "Священное место" (изд. 1911), "Час еще не настал"
(изд. 1912), "Гуртовщики" (изд. 1920), "Южный крест", "Боец", "Мать и
сын" '(изд. 1946); К. При-чард - "Взломщик" (1910), "Человек с большой
буквы", "Пионеры" (изд. 1937); У. Мура - "Девушка из кафе" (изд. 1910),
"Таинственный лунный свет" (1912); К. Уотсон-"Если бы юность знала"
(1912);
А. Адамса - "Миссис Притти и премьер" (1914, в т-рах Мельбурна); В.
Палмера - "Счастливое семейство", "Путешественники", "Тёмная лошадка"
|
|