|
время А. обладает сдержанной, мягкой манерой исполнения, хорошим
чувством меры, лаконичностью в выборе выразит. средств.
Среди многочисл. ролей, созданных А. в арм. драматургии: Замбахов,
Пэпо, Парсиг, Саркис ("Хатаба-ла", 1927, "Пэпо", 1929, "Разорённый
очаг", 1938, "Ещё одна жертва", 1944, Сундукяна), Бархудар, Са-гател
("Намус", 1936, "Из-за чести", 1939, Ширван-заде), Сако ("Храбрый Назар"
Демирчяна, 1924), Мисак ("В кольце" Вагаршяна, 1930), Амо ("На заре"
Гулакяна, 1937), Матвей Егорович ("Утёс" Папазяна, 1944), Балабек
("Опытное поле" Заряна, 1953), Дед Симон, Врам ("На высотах", 1947, "Под
одной крышей", 1957, Боряна). В переводной классич. и совр. драматургии
- Яго (1940), Городничий (1925); Шмага, Ку-лигин, Робинзон ("Без вины
виноватые", 1939, "Гроза", "Бесприданница", 1946), Достигаев ("Егор
Булычев и другие", 1933, "Достигаев и другие", 1934), Берест, Колос
("Платон Кречет", 1935, "Фронт", 1942), Шадрин ("Человек с ружьём",
1938), Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва, 1942), Глоба ("Русские
люди", 1942). С 1926 снимается в кино - фильмы "Зангезур" (Спарапет, Ст.
пр. 1941), "Пэпо" (Зимзимов).
Лит.: В е л ь т м а н С. Л., Авет Аветисян, М., 1939. С. Мел.
АВЕТЯН, Григор Карапетович [8(20).1.1870- 15.V.1946] - армянский
советский актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1935). Сценич. деятельность начал в
1888. Организовывал труппы, гастролировавшие по России (гл. обр. в
Тифлисе, Баку и др. городах Закавказья), Турции, Румынии. С 1923 - актёр
1-го Государственного т-ра Армении в Ереване (ныне Т-р им.1 Сундукяна).
Сподвижник выдающихся арм. артистов О. Абеляна Сирануйги, А.
способствовал своим творчеством росту нац. театр. культуры, игра его
была отмечена непосредственностью, юмором, скупостью и точностью жестов,
интонаций. Создал ряд ярких комедийных и характерных образов. Среди них:
Гико ("Пэпо" Сундукяна), Сагател, Циплицатур ("Из-за чести", "Намус"
Ширванзаде), Ма-нук-ага ("Высокочтимые попрошайки" Пароняна), Лука ("На
дне"), Бобчинский ("Ревизор"), Бублик ("Платон Кречет"), Горностаев
("Любовь Яровая"). Снимался в фильмах: "Пэпо", "Зангезур" и др. А.
занимался режиссурой. Перевёл на арм. яз. ряд пьес, в т ч. "На дне".
Написал театр. мемуары "45 лет на армянской сцене". С. Мел.
АВИНЬОН (Avignon)-город во Франции,центр средневековой французской
театральной культуры. С конца 14 в. в А. по праздникам проводились
театрализованные шествия, разыгрывались мистерии. В 15 в. были пост.
"Покорность благословенной Девы Марии" Филиппа де Мезьера, "Игра
страстей Господа нашего", народная мистерия "Осада Трои" и др. В 17 в. в
А. ставились спектакли в иезуитских школах, бродячие комедианты
выступали на площадях города, в залах для игры в мяч. В 18-19 вв. А.
перестаёт играть заметную роль в театр. жизни Франции. В построенном в
1847 "Муниципальном т-ре" играли случайные труппы. Возрождение театр.
жизни А. относится к 1947. С этого времени в А. проводятся т. н.
Авиньонские фестивали драматического искусства.
Лит.: Duhamel L., Le theatre d'Avignon aux XVII et XVIII siecles, в
кн.: Annuaire-de Vaucluse, [s.l.], 1890.
АВИНЬОНСКИЕ ФЕСТИВАЛИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА - театральные
фестивали в г. Авиньоне (Франция). Первый фестиваль был организован Ж.
Виларом в 1947 (в бывшем папском дворце). С этого года труппа
Национального народного т-ра, руководимая Виларом, ежегодно летом играет
в Авиньоне 3 пьесы. В 1947-58 театр показал свыше 30 спектаклей, среди
них: "Ричард II", "Генрих IV", "Макбет" Шекспира, "Цинна" и "Сид"
Корнеля, "Дон Жуан" и "Скупой" Мольера, "Генрих 'IV" Пиранделло, "Триумф
любви" Мариво, "Рюи
Блаз" и "Мария Тюдор" Гюго, "Лорензаччо" и "Капризы Марианны" Мюссе,
"Царь Эдип" Жида, и др. Сцена, на к-рой устраиваются спектакли,
представляет собой открытые подмостки в глубине двора папского дворца;
сам двор служит зрительным залом. Представления происходят под открытым
небом, занавес и декорации отсутствуют. Фестивали в Авиньоне привлекают
большое количество туристов.
Лит.: В и л а р Ж., О театральной традиции, пер. с франц., М., 1956;
Триоле Э., Жан Вилар, "Театр, 195У № ?Я. В\
АВЛОВ, Григорий Александрович [13 (25). XI. 1885 - 6. II. 1960] -
русский советский театральный деятель, режиссёр, критик и педагог. Засл.
арт. РСФСР (1941). Один из организаторов художеств. самодеятельности;
автор ряда книг и статей по вопросам самодеятельного т-ра. С 1956 был
зав. кафедрой искусствоведения и художеств. самодеятельности Ленингр.
высшей школы профдвижения ВЦСПС.
Соч.: Как поставить спектакль в деревне, M.- Л. 1926;-Клубный
самодеятельный театр, Л.-М., 1930- Театральные агит-проп-бригады в
клубе, M.-Л., 1931. А Коз
АБРАМОВ, Иван Иванович (р. 6.X.1915) - коми советский актёр. Нар.
арт. Коми АССР (1953), заел арт. РСФСР (1958). Член КПСС с 1944. В 1932
вступил в труппу Коми передвижного т-ра. В 1933 учился в Моск. театр.
техникуме им. Крупской, в 1934-36 - в Ленингр. театр. техникуме. В
1936-37 и с 1945 работал в коми драматическом театре (Сыктывкар).
Исполняет героич. и характерные роли: Орлов ("Свадьба с приданым"
Дьяконова),Про-копий ("Сельские вечера" Ле-канова), Борейко
("Порт-Артур" Попова и Степанова), Забелин ("Кремлёвские куранты"), Яго;
Ананий ("Горькая судьбина" Писемского), Мыш-кин ("Идиот" по
|
|