|
боды являются
иррациональными, по мнению Э. Фромма, они не являются реакцией на окружающие
условия, поэтому не в состоянии устранить причины страдания и тревоги.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность основана на
реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации,
связанные с сохранением целостности организма.
Авторы не делают различия между беспокойством и тревожностью. И то и
другое появляется как ожидание неприятности, которая однажды вызвала у ребенка
страх. Тревога или беспокойство – это ожидание того, что может вызвать страх.
При помощи тревоги ребенок может избежать страха.
Анализируя и систематизируя рассмотренные теории можно выделить несколько
источников тревоги, которые в своих работах выделяют авторы:
1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства
возникает в результате ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью,
опасностью, физическим неблагополучием.
2. Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не
ранее 4-х лет. У старших детей чувство вины характеризуется чувствами
самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного.
4. Тревога из-за неспособности овладеть средой. Она происходит, если
человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает
среда. Тревога связана с чувством неполноценности, но не идентична ему.
5. Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация
определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению
желаемой цели или сильной потребности. Нет полной независимости между
ситуациями, которые вызывают фрустрации и теми, которые приводят в состояние
тревоги (потеря любви родителей и так далее) и авторы не дают четкого различия
между этими понятиями.
6. Тревога свойственна каждому человеку в той или иной степени.
Незначительная тревога действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же
чувство тревоги может быть “эмоционально калечащим” и привести к отчаянию.
Тревога для человека представляет проблемы, с которыми необходимо справиться. С
этой целью используются различные защитные механизмы (способы).
7. В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию,
роли матери, взаимоотношениям ребенка с матерью. Период детства является
предопределяющим последующее развитие личности.
М.С. Каган с одной стороны, рассматривает тревогу как врожденную реакцию
на опасность, присущую каждой личности, с другой стороны – ставит степень
тревожности человека в зависимость от степени интенсивности обстоятельств
(стимулов), вызывающих чувство тревоги, с которыми сталкивается человек,
взаимодействуя с окружающей средой.
Можно рассматривать состояние страха, беспокойства и тревоги как реакцию
субъекта на события, происходящие непосредственно в окружающей обстановке.
Различия между этими явлениями не делается. Беспокойство присуще уже младенцу,
когда он слышит громкий звук, испытывает внезапное перемещение или потерю опоры,
а также другие внезапные раздражители, к которым организм оказывается
неподготовленным. Однако маленький ребенок остается нечувствительным ко многим
стимулам, которые могут его потенциально тревожить в более позднем возрасте.
Иначе рассматривает эмоциональное самочувствие К. Роджерс.
Он определяет личность как продукт развития человеческого опыта или как
результат усвоения общественных форм сознания и поведения.
В результате взаимодействия с окружающей средой у ребенка возникает
представление о самом себе, самооценка. Оценки привносятся в представление
индивида о самом себе не только как результат непосредственного опыта
соприкосновения со средой, но также могут быть заимствованы у других людей и
восприняты так, словно индивид выработал их сам. (К. Роджерс, 1980).
К. Роджерс признает то, что человек думает о себе, – это еще не есть для
него реальность, а что человеку свойственно проверять свой опыт на практике
окружающего мира, в результате чего, он оказывается в состоянии вести себя
реалистически.
Другой источник тревожности К. Роджерс видит в том, что есть явления,
которые лежат ниже уровня сознания, и если эти явления носят угрожающий
характер для личности, то они могут быть восприняты подсознательно еще до того,
как они осознанны. Это может вызвать вегетативную реакцию, сердцебиение,
которое сознательно воспринимается как волнение, тревога, а человек не в
состоянии оценить причины беспокойства. Тревога ему кажется беспричинной.
Основной конфликт личности и основную тревогу К. Роджерс выводит из
соотношения двух систем личности – сознательной и бессознательной. Если между
этими системами имеется полное согласие, то у человека хорошее настроение, он
удовлетворен собой, спокоен. И, наоборот, при нарушении согласованности между
двумя системами возникают различного рода переживания, беспокойства и тревога.
Главным условием, предупреждающим эти эмоциональные состояния, является умение
человека быстро пересматривать свою самооценку, изменять ее, если этого требуют
новые условия жизни. Таким образом, драма конфликта в теории К. Роджерса
переносится от плоскости “биосоцио” в плоскость, возникающую в процессе жизни
индивида между его представлениями о себе, сложившегося в результате прошлого
опыта и данного опыта, который он продолжает получать. Это противоречие –
основной источник тревожности.
Анализ основных работ показывает, что в понимании природы тревожности у
зарубежных авторов можно проследить два подхода – понимание тревожности как
изначально присущее человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на
враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожнос
|
|