|
обозначение предмета + «логия» (от греч. ?о?о? – слово, учение), например
антропология, биология, геология, зоология, криминология и т. п. Девиантология
учитывает интересы и других наук, а ряд девиаций изучают комплексные
естественно-общественные дисциплины (самоубийства – суицидология, пьянство и
наркотизм – наркология). Разумеется, возможны и возражения против предлагаемого
термина. Основное из них – непривычность, отсутствие соответствующей научной
традиции. Однако любой термин, любое понятие когда-то употреблялось впервые.
Насколько жизненным окажется «девиантология» как термин (научное направление
давно существует и развивается) – покажет будущее*.
* Заметим, что в 2001 г. вышли книги Е. В. Змановской «Девиантология:
психология отклоняющегося поведения» и А. Г. Тюрикова «Военная девиантология:
Теория, методология, библиография», а в октябре 2003 г. в Тюмени состоялась
научная конференция на тему «Девиантология в России: история и современность».
Девиантология в перспективе может стать более общей теорией девиаций в
природе и обществе (на физическом, биологическом, социальном уровнях
организации мироздания). В широком смысле это наука о тех clinamen
(отклонениях), которые, по Лукрецию, являлись conditio sine qua поп
(необходимыми условиями) развития, ибо, как говорил Лукреций о «телах
изначальных» (атомах):
Если ж, как капли дождя, они вниз продолжали бы
падать,
Не отклоняясь ничуть на пути в пустоте необъятной,
То никаких бы ни встреч, ни толчков у начал не
рождалось,
И ничего никогда породить не могла бы природа*.
* Лукреций. О природе вещей. М., 1958. С. 68.
И здесь мы подходим к теме чрезвычайной важности для последующего изложения.
Девиации присущи всем уровням и формам организации мироздания. В современной
физике и химии отклонения обычно именуются флуктуациями, в биологии – мутациями,
на долю социологии и психологии выпали девиации.
Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть
динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиации
(флуктуации, мутации) служат механизмом изменчивости, а следовательно,
существования и развития каждой системы. Без девиаций «ничего никогда породить
не могла бы природа», а «порождения» природы не могут без девиаций изменяться
(развиваться). Отсутствие девиаций системы означает ее не-существование, гибель
(«а на кладбище все спокойненько»...).
Чем выше уровень организации (организованности) системы, тем динамичнее ее
существование и тем большее значение приобретают изменения как «средство»
сохранения. Неравновесность, неустойчивость становится источником
упорядоченности (по И. Пригожину, «порядок через флуктуации»*). Так что для
биологических и социальных систем характерен переход от гомеостаза (поддержание
сохранения, стабилизированного состояния) к гомеорезу (поддержанию изменений,
стабилизированному потоку)**.
* Приаожин И.. Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с
природой. М., 1986.
** См. статьи К. Уоддингтона и Р. Тома в кн.: На пути к теоретической
биологии: 1. Пролегомены. М., 1970.
Поскольку существование и развитие социальных систем неразрывно связано с
человеческой деятельностью, осуществляется через нее, постольку социальные
девиации (девиантность социальных систем, обществ) реализуются, в конечном
счете, через человеческую деятельность – девиантное поведение. В этом смысле
девиантность есть прорыв тотальной жизнедеятельности через (сквозь) социальную
форму.
Как любая наука, девиантология (или же социология девиантности и социального
контроля) имеет свою историю, немаловажную для понимания и объяснения девиаций
и девиантного поведения.
Таким образом, предметом девиантологии являются:
– девиантность как социальный феномен;
– различные виды девиантности;
– девиантное поведение как индивидуальные поведенческие акты;
– генезис девиантности и ее отдельных проявлений;
– механизм индивидуального девиантного поведения;
– реакция общества на девиантность (социальный контроль);
– история девиантологии.
Какое место в системе наук занимает девиантология?
Выше не раз говорилось о том, что сегодня она является отраслью социологии,
одной из специальных (частных) социологических теорий. В свою очередь, с нашей
точки зрения, социология девиантности является более общей теорией по отношению
к наукам, изучающим отдельные проявления девиантности: криминологии (наука о
преступности), суицидологии (наука о самоубийствах и суицидальном поведении),
«аддиктологии» (наука об аддикциях, пристрастиях, зависимостях – алкогольной,
наркотической, табачной, игорной, компьютерной и др.), отчасти сексологии
(наука о сексуальном поведении, включая «отклоняющееся» – перверсии),
социологии творчества. Сразу оговорюсь – если в криминологии высказанная точка
|
|