|
зрения достаточно распространена*, то моя позиция в отношении суицидологии,
«аддиктологии», сексологии и социологии творчества, несомненно, вызовет
возражения.
* Barak G. Integrating Criminologies. Allyn and Bacon. 1998. P.22; Lanier M.,
Henry S. Essential Criminology. Westview Press, 1998. P. 8, 22; Muncie E.,
McLaughlin (Eds.) The Problem of Crime. SAGE Publication. 1996. P. 12; Хохряков
Г. Ф. Криминология. М., 1999. С. 82; и др.
Суицидологию принято считать междисциплинарной наукой, объединяющей
социологический, психологический, медицинский подходы. Об «аддиктологии»,
насколько мне известно, никто еще не слышал. Употребление и злоупотребление
алкоголем и наркотиками традиционно изучает наркология – медицинская наука
(точнее, психиатрия, иногда допускающая в свои владения психологию). Социологии
творчества, к сожалению, практически не существует (в отличие от бурно
развивающейся психологии творчества). Ее предметом занимаются отчасти
психология творчества, отчасти социология науки и социология искусства. Вместе
с тем, мне кажется, что высказанные соображения имеют определенные основания и
вызваны желанием не совершить «революцию», а, во-первых, несколько упорядочить
систему общественных наук, включая социологию. И, во-вторых, в ходе дискуссии
расширить и уточнить рамки девиантологии и ее «дочерних» дисциплин.
По мере развития девиантологии формируются частные девиантологические науки
(дисциплины): военная девиантология, теория социального контроля, подростковая
девиантология (у нее двое родителей – девиантология и ювенология*) и др.
* См.: Основы ювенологии: Опыт комплексного междисциплинарного исследования
/ Под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб., 2002.
Все формы, виды девиантности суть социальные феномены. Они, как будет
показано ниже, в ч. II книги, имеют общий генезис (социальные «причины»),
взаимосвязаны между собой, нередко влияют друг на друга. Некоторое эмпирическое
подтверждение этому мы усматривали в результатах наших исследований и при
анализе работ других авторов. Социологический подход к суициду, пьянству и
наркотизму, проституции мы находим в трудах Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Р.
Мертона, П. Сорокина, М. Гернета да и К. Маркса с Ф. Энгельсом, на которых «не
модно» ссылаться в современной России, но чьи научные достижения высоко
оцениваются мировой наукой.
Да, при изучении индивидуального преступного, суицидального, аддиктивного,
сексуального поведения роль психологии, наркологии, а нередко и биологии
несомненна. Но изучение преступности, пьянства, наркотизма, проституции как
социальных явлений, а также социальной реакции на них – предмет социологии и,
прежде всего, социологии девиантности и социального контроля (девиантологии) и
ее подотраслей – криминологии, суицидологии, аддиктологии, сексологии (точнее,
той ее части, которая занимается сексуальными перверсиями). Обоснование
социологии творчества как подотрасли девиантологии связано с признанием
позитивных девиаций, наряду с негативными. Некоторые практические следствия
этого будут показаны ниже.
Девиантология, несомненно, связана как с «родительницей» – социологией, так и
с «детьми» – криминологией, суицидологией, аддиктологией и др., а также с
различными отраслями социологических знаний – социологией семьи, социологией
культуры, социологией науки, военной социологией и др. Кроме того,
девиантология широко использует достижения психологии, демографии, статистики,
применяет математические методы обработки результатов исследований. Зависимость
социальных девиаций от экономических процессов обусловливает взаимный интерес
девиантологии и экономики. На многие проявления девиантности существенно влияют
особенности той или иной культуры. Культурология оказывается важным
«соратником» девиантологии (отметим пока, что культура задает «формы»
девиантных проявлений, а девиантное поведение служит «средством» изменения
культуры). Неравномерность распространения различных форм девиантности в
пространстве заставляет обратиться к географии (известно, например, такое
направление в криминологии как география преступности).
Глава 2. Методология и методика
Anything goes!
П. Фейерабенд
§ 1. Методология научного познания
Само понятие «методология» (от греч. ???о?о? – верный путь, путь
исследования) неоднозначно понимается в науке.
В самом широком смысле слова методология – это теория человеческой
деятельности, «это деятельность познания, мышления или, если говорить точнее,
вся деятельность человечества, включая сюда не только собственно познание, но и
производство. Можно сказать, что методология... есть теория человеческой
деятельности»*. В самом узком смысле слова под методологией понимается
совокупность методов, приемов, процедур научного исследования**. Именно такое
отношение к методологии преобладает, например, в американской (вообще
англоязычной) литературе.
* Щедровицкий Г. П. Проблемы методологии системного исследования. М., 1964.
С. 6.
** См., например: Попов Г. X. Проблемы теории управления. М., 1970. С. 5-6.
|
|