|
удовлетворена с помощью как легальных, так и нелегальных средств (продукты в
случае голода можно купить, попросить или украсть; для отдыха, снятия
напряжения можно пойти погулять, поплавать, почитать книгу или же напиться и
учинить драку). «Не существует потребностей хороших и плохих, низших и высших,
разумных и неразумных. Все основные потребности органически присущи каждому
человеку: их нельзя ни уничтожить, ни искусственно насадить. Разумными и
неразумными, возвышенными и низменными могут быть только формы удовлетворения
этих потребностей»*.
* Симонов П. В. Мотивированный мозг. М., 1987. С. 216.
Особое девиантологическое значение имеют социальные потребности (точнее, их
неудовлетворенность, нужда) в статусе, престиже, самоутверждении. Витальные
потребности, во-первых, ограничены, «конечны», имеют естественный предел
(сытому человеку не надо думать о еде), во-вторых, в современных развитых
странах относительно легко удовлетворяются. Социальные же и духовные
потребности безграничны, для их удовлетворения требуется больше сил,
возможностей, благоприятных условий. Между тем именно неудовлетворенные
социальные потребности, в частности в самоутверждении, нередко приводят к
преступному насилию или же к ретрети-стским формам девиантного поведения.
Несвершение, нереализованная потребность в самоутверждении приводит в конечном
счете к фрустрации*, кризису личности, девиантным проявлениям.
* Фрустрация – психическое состояние тревоги, дискомфорта, напряженности в
случаях, когда человек не может ни достигнуть желаемого, ни отказаться от него.
Нелишне заметить, что роль «социальных» потребностей велика и в детерминации
поведения стадных животных. Так, среди них идет борьба за «статус», ранг,
положение в «обществе» себе подобных. «Высокий ранг в группе обеспечивает
преимущественный доступ к пище, местам отдыха и самкам»* (почти как у людей...).
В ряде случаев ранг определяется с момента рождения. Когда вылупливаются
цыплята домашней куры, они сразу же «определяют» свой ранг. Цыпленок первого
(высшего) ранга впредь может клевать всех братьев и сестер, его же – никто из
них. Цыпленок второго ранга может клевать всех остальных, кроме цыпленка
первого ранга, и т. д. (американские исследователи используют понятие «теория
клевков» – кто кого вправе «клевать» в человеческом обществе). В других случаях
ранг зависит от «социального происхождения»: «У резусов (порода обезьян. – Я.
Г) сыновья высокоранговых матерей имеют шанс занять более высокий ранг»**.
Экспериментально было показано, что если в стаде обезьян самца первого ранга
начать кормить после других членов семейства, пусть также обильно и вкусно, как
он привык, он проявляет все признаки стресса, фрустрации, невроза вплоть до
инфаркта миокарда***.
* Симонов П. В. Указ. соч. С. 33.
** Там же. С. 33.
*** Большой теоретический и эмпирический материал содержится в вышеназванной
книге П. В. Симонова.
Не меньшее значение имеет потребность в «знаниях», «информации»,
«самоутверждении» животных, проявляющаяся как в борьбе за статус (ранг), так и
в повышенной поисковой активности некоторых особей («исследователей»,
«первопроходцев», «пионеров»). Так, в семействе крыс, помещенных в идеальные
условия с изобилием пищи, наличием тепла, света, мягкой подстилки («крысиный
рай»), всегда находились особи (примерно одна треть), которые не
довольствовались столь санаторно-курортными условиями и в поисках неведомого
устремлялись в темные, холодные, полные опасности территории «крысиного ада»
(примыкающие к «раю»), получали там удары током, повреждения острыми предметами,
но, передохнув в «раю», вновь и вновь упорно отправлялись «на разведку» в «ад».
Как тут не вспомнить покорителей горных вершин, полюсов Земли, глубин океана и
просто мотогонщиков.
Изложенные соображения позволяют прийти к выводу о профилактических
возможностях «канализирования» социальной активности в социально приемлемых
формах (идея «баланса социальной активности» и возможности «канализирования»
активности были нами высказаны еще в 70-80-х гг.*). Так, «в зависимости от
способов и средств удовлетворения присущая подростку потребность занять
определенное место в группе сверстников, утвердить себя среди других, а
следовательно, и в своих собственных глазах может трансформироваться в
общественно полезную деятельность – учебу, изобретательство, спорт и т. п. или
в хулиганские действия, кажущиеся "немотивированными"»**. Вот почему «первейшая
задача воспитания заключается в таком канализировании потребностей, которое
способствовало бы максимальному раскрытию способностей личности, ее развитию...
Канализация удовлетворения потребностей в желательном для общества направлении
достигается двумя путями: 1) непосредственным воздействием на сознание и
подсознание субъекта с помощью имитационного воспроизведения поведенческих
эталонов и 2) через вооружение субъекта социально ценными способами и средства
удовлетворения его потребностей»***.
* Гилинский Я. И. Социальное планирование города и проблемы отклоняющегося
поведения // Актуальные проблемы социального планирования. Иркутск, 1975. С.
244-252; Человек как объект социологического исследования. Л., 1977. С. 103;
Гилинский Я., Раска Э. О системном подходе к отклоняющемуся поведению //
Известия Академии наук Эстонской ССР. Общественные науки. 1981. Т. 30. № 2. С.
134-143.
** Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984. С.
|
|