|
* Barak G. Integrating Criminologies. Allyn and Bacon, 1998.
М. Ланье и С. Генри различают два вида интеграции: модернистскую и
«холистскую» (холизм предполагает рассмотрение общества как единого целого, как
системы)*. Теоретическая интеграция представляет собой комбинацию из двух и
более уже существующих теорий. Например, интегративная теория может
ориентироваться на теорию научения, используя при этом теорию социального
контроля с учетом влияния классовой структуры и социальной экологии. Так, Р.
Эйкерс (Akers) в своей концепции «поглощения» заимствует понятия теории
научения и теории социального контроля, переосмысливая их по-своему. Аналогично
Г. Пирсон и Н. Вайнер на основе тех же теорий (научения и контроля) создают
свою интегративную концепцию.
* Lanier M., Henry S. Essential Criminology. Ibid. P. 289-293.
Д. Эллиот (1979) с коллегами, пытаясь объяснить делинквентность подростков,
построил интегративную теорию на основе теории напряжения, контроля и
социального научения. В конечном счете делинквентное поведение объяснялось
через напряжение и неадекватную социализацию, которые приводят к ослаблению
разрешенных связей и к усилению делинквентных связей с учетом процесса
социальной дезорганизации*.
* См. подробнее: Void G., Bernard Т., Snipes J. Ibid. P. 301-303.
К интегративным относится и теория баланса контроля Ч. Титтла*. Прежде всего
Ч. Титтл подчеркивает взаимосвязи девиантности и преступности. Общая теория
девиантности должна быть применима ко всем девиантным проявлениям. Баланс
контроля предполагает соотношение (пропорции) суммарного количества того
контроля, который оказывают индивиды, и того контроля, который оказывается по
отношению к ним. При нарушении баланса контроля появится дефицит свободы. Для
подтверждения и конкретизации теории баланса контроля требуются многочисленные
эмпирические исследования, – повторяет Ч. Титтл. Только тогда можно будет
показать, как пропорции контроля варьируют в зависимости от обстоятельств и
широкого социального контекста.
* Tittle Ch. Control Balance: Toward a General Theory of Deviance. Boulder:
Westview Press, 1995.
Несколько амбициозно представляет Дж. Брейтуэйт свою интегративную теорию
«восстановленного стыда»*. Он называет те концепции, которые интегрированы в
его общую теорию: теории контроля, субкультур, дифференцированной ассоциации,
напряжения, стигматизации.
* Braithwaite J. Crime, Shame, and Reintegration. Cambridge University Press,
1989 (русский перевод: Брейтуэйт Д. Преступление, стыд и воссоединение. М.,
2002).
Автор исходит из того, что общества, в которых у людей, с одной стороны,
развито чувство стыда, а с другой стороны, порицания за постыдный поступок
корректны и не чрезмерны, характеризуются низким уровнем преступности (например,
Япония). Дж. Брейтуэйт считает необходимым восстановить чувство стыда там, где
оно утратило значение, не прибегая к позорящей стигматизации. Очень важно,
чтобы общество было солидарно в оценках дозволенного и недозволенного,
постыдного и не постыдного.
Один формальный контроль явно недостаточен для решения столь сложной
социальной задачи. «Я уверен, – пишет Дж. Брейтуэйт, – что если к решению
проблемы преступности и исправлению нравов не будет привлечена община, то
власть закона сведется к бессмысленному набору процедур и санкций, которые
будут иметь в глазах людей произвольный характер». Если стыд – путь к
законопослушанию в результате свободного выбора, то репрессивный социальный
контроль – путь к законопослушанию принудительному, т. е. ненадежному,
кратковременному. Воссоединяющий стыд – средство предупреждения преступлений,
клеймение же толкает правонарушителя к криминальной субкультуре. Внушение стыда,
если оно не переходит в клеймение, служит наилучшим средством социального
контроля.
Для наглядности изобразим основные этапы развития зарубежной девиантологии в
виде схемы.
Завершая краткий обзор зарубежных девиантологических теорий, остается лишь
напомнить, что за рамками сказанного остается море идей.
История зарубежной девиантологической мысли
Глава 5. История социологии девиантности в России
Понять настоящее с помощью прошлого.
М. Блок
|
|