|
Punishment and Society. Vol. 3. N 1, 2001. P. 95-133; Олепник А. Н. Тюремная
субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. М., 2001.
М. Фуко сам был «девиантом»: творцом, разрушителем привычных догм в науке, да
и «сомнительной» сексуальной ориентации. «Мы имеем дело с аутсайдером, который
пошел собственным путем, который перевернул привычные представления и
условности. В этом смысле его жизнь и творчество представляют единое целое»*.
Да, пожалуй, и смерть: М. Фуко стал одной из первых жертв СПИДа.
* Линдарен Свен-Оке. Указ. соч. С. 372.
Одной из «классических» постмодернистских работ является книга Э. Янг,
название которой весьма условно можно перевести как «Образ преступления:
Человек, объявленный вне закона и криминальные беседы»*. Автор рассматривает
преступление как понятие, используемое работниками уголовной юстиции,
криминологами, социологами, политиками, журналистами (различные дискурсы). К
исследованию проблемы привлекается материал философский, литературоведческий,
криминологический, феминистский и др. В соответствии с постмодернистским
подходом Янг сосредоточивает внимание на «материальной» роли языка в
изображении преступления посредством метафор, символов и т. п. Одна из ее задач
– показать репрессивность понятия общности. Нарушителя («человека вне закона»)
следует исключить из общества. Для Э. Дюркгейма общность двойственна – общность
горожан, она же общность правонарушителей. Э. Янг интересуется структурой этой
двойственности и тем, как она влияет на создание образа преступления. Другая
тема – феминистическая. Автор исследует проблему семьи, одинокой матери,
которая оказывается единственным лицом, ответственным за преступления детей.
Казалось бы медицинские проблемы больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных Э. Янг
рассматривает с юридико-криминологических позиций (их положение в
пенитенциарных учреждениях, лишение их страховых полисов и др.). Одна из задач
автора – «делать невидимое видимым». Этого она пытается достичь и с помощью
анализа детективной литературы. Для Э. Янг как представительницы постмодернизма
(в феминистическом варианте) и история, и культура – открытые тексты,
позволяющие бесконечно по-разному их прочитывать. Она призывает читателя
«прочесть криминологию не криминологически».
* Young A. Imagining Crime. Textual Outlaws and Criminal Conversations. SAGE
Publications, 1996.
Переоценка всего и вся, «реконструкция» и «перестройка» заставляют
постмодернизм существенно переосмысливать саму методологию исследования. Как
упоминалось в гл. 1, постмодернизм обращается к таким общенаучным концепциям,
как теория хаоса, теория катастроф, синергетика, квантовая механика, к таким
понятиям, как «странный аттрактор», бифуркация. Не имея возможности сколь либо
подробно изложить методологические основы постмодернизма, отсылаем
заинтересованного читателя к соответствующей литературе*.
* Milovanovic D. Postmodern Criminology. NY-L: Garland Publishing, Inc.,
1997.
Одной из разновидностей постмодернизма является конститутивная криминология*.
Ее суть заключается в том, что преступность и контроль над ней не могут быть
отделены от тотального (всеобщего) структурного и культурного контекста, в
котором они продуцируются. Это утверждение противостоит мнению традиционной
криминологии о возможности самостоятельного (раздельного) анализа преступлений,
независимо от контекста. Преступность – интегральная часть тотального продукта
общества. Поэтому криминологический анализ преступности должен осуществляться в
общей социальной картине, наравне с другими составляющими общества. И это
непростая задача.
* Henry S., Milivanovic D. Constitutive Criminology. Beyond Postmodernism.
SAGE Publications, 1996.
Преступление – социально сконструированная категория. «Право – это игорный
дом властей, преступление – их мышеловка»*.
* Ibid. P. 117.
Конститутивная криминология переосмысливает преступление как вредные
последствия вложения человеческой энергии во властные отношения. Преступление –
это «власть отрицать других». Такие человеческие беды как «преступления»
вытекают из отношений неравенства. В современных индустриальных странах Запада
зло группируется вокруг следующих различий: экономических (класс,
собственность), политических (власть, коррупция), морально-этических, прав
человека, социального статуса (статус, престиж, неравенство), психологического
состояния (безопасность, благополучное существование),
самореализации/актуализации, биологической целостности и др.*
*Lanier M., Henry S. Essential Criminology. Ibid. P. 283.
Множество девиантологических и криминологических теорий и обширный
эмпирический материал привели с конца 70-х гг. прошлого века к попыткам
создания обобщающих, интегративных теорий на основе наиболее плодотворных
элементов уже существующих*. Характерно, что практически все интегративные (да
и многие другие) теории исходят из единого объяснения девиантности, включая
преступность.
|
|