|
* Лuomap Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998. С. 9.
Постмодернизм характеризуется интенсивным скептицизмом по отношению к науке,
релятивизацией всех знаний.
Релятивны (относительны) и являются социальными конструктами ценности, нормы,
то, что называют девиантностью, преступностью, а также само общество как их
источник. Преступления причиняют вред, но он порождается и всей рутинной
практикой, социальными институтами, такими как труд, бюрократия, правительство,
право и семья. Знания и «истина» также социальные конструкты. Одна из главных
причин конфликтов и зла в обществах – вложение человеческой энергии в
«дискурсивные различия»*, вера в их реальность, защита их и навязывания их
другим. Постмодернизм отражает переход от классовой структуры к обществу
фрагментарному. Но чем более фрагментарно общество, тем больше в нем
нормативных субкультур (а следовательно, и вариантов «отклонений»). И кто
вправе судить, чьи нормы «правильнее» и что тогда есть «отклонения»?
* Дискурс – определенная область использования языка, единство которой
обусловлено наличием общих установок для многих людей. Дискурсы изменяются со
временем, а также от культуры к культуре. Так, по М. Фуко, меняется дискурс
безумия: сперва безумец воспринимается как мудрец, провидец, затем – как
преступник, позднее – как больной.
На сегодняшний день лучшей отечественной работой, специально посвященной
постмодернизму в праве, является, с моей точки зрения, книга И. Честнова
«Правопонимание в эпоху постмодерна»*. Обратимся к некоторым характеристикам
постмодернизма, представленным в ней.
* Честное И. Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002.
«Постмодерн выступает, прежде всего, рефлексией, критической позицией
относительно эпохи модерна и показывает, что индустриальное общество достигло
пределов своего развития и дальнейшее экспоненциальное его развитие невозможно
– оно неизбежно приведет к глобальной катастрофе. Постмодерн ставит под
сомнение такое исходное основание эпохи модерна, как вера во всемогущество
человеческого разума, в его возможность познать абсолютную истину и на этой
основе преобразовать весь мир»*. Критицизм постмодерна распространяется и на
представления о праве, демократии, привычном правопонимании. Главные проявления
постмодернизма, по мнению И. Л. Честнова, – релятивизм как взгляд на мир, отказ
от истины, новое представление о социальной реальности**. Отсюда и присущая
постмодернизму ироничность***. Ироничность как необходимое условие деятельности
исследователя, ученого отмечал еще в 1975 г. В. С. Библер: «Постоянная ирония
восприятия и делания пронизывает все сознание исследователя... Теоретик Нового
времени встает над этой своей деятельностью, он необходимо ироничен,
гиперкритичен, отстранен от своей собственной деятельности, он должен – хочет,
не хочет – учитывать и свою роль "дурака", и роль "шута", и роль
"мудреца"»)****.
* Там же. С. 3.
** Там же. С. 11.
*** См., например: Рорти Р Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.
**** Библер В. С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного
диалога). М., 1975. С. 252, 268.
Постмодернисты рассматривают связи между человеческой активностью и языком в
конструировании значений, истины, справедливости, власти, знаний. Основная
претензия постмодернизма к модернизму заключается в том, что последний вел
скорее к угнетению, чем к освобождению. «Должна ли социология, наряду с другими
типами гуманитарного знания, участвовавшая в создании бентамовского Паноптикона,
– т. е., в конечном счете, всеобщей тюрьмы, – с прежним миссионерским жаром
взяться за построение всеобщего постмодернистского Бедлама?», – вопрошает З.
Бауман*.
* Bauman Z. Intimations of Postmodernity. L: Routledge, 1992.
Различают постмодернизм скептический и утверждающий. Сторонники первого
сосредоточены на отрицании, критике предшествующих постмодернизму представлений
о социальных реалиях, включая преступность. Представители второго стремятся к
«реконструкции», переоценке, «перестройке» знаний и представлений об изучаемых
феноменах.
Хотя М. Фуко, как уже упоминалось, сам не относил себя к постмодернистам, его
идеи явно находятся в русле постмодернистских концепций. Девиантность
относительна. В Древней Греции, да и в Древнем Риме была «нормальна» как
гетеро-, так и гомосексуальность. В книгах «История безумия» (1961), «Рождение
клиники» (1963), «Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы» (1975) М. Фуко
исследует преступность, проституцию, бродяжничество, нищету, безработицу,
сумасшествие в контексте власти. Книги М. Фуко представляют «через посредство
изучения мира отклонений, далеко идущие разоблачения условностей и механизмов в
нашем совершенно нормальном обыденном обществе»*. В конечном счете, новая
дисциплинарная общественная формация с ее всеохватывающей дисциплинарной
властью ассоциируется с тюрьмой. Этот образ «общество-тюрьма» не раз будет
повторяться в исследованиях современных зарубежных и отечественных авторов**.
* Линдгрен Свен-Оке. Мишель Фуко и история истины // Монсон П. Современная
западная социология: Теории, традиции, перспективы. СПб., 1992. С. 356.
** Wacquant L. Deadly Symbiosis. When Ghetto and Prison meet and mesh //
|
|