|
деятельности некоторых организаций, отражающий и поддерживающий представления
их сотрудников о социальной структуре»**. Как юридическая категория,
преступление это то, что нарушает закон. «И в этом смысле единственной причиной
преступления является сам закон»***.
* Новые направления в социологической теории. М., 1978. С. 98, 99, 101.
** Там же. С. 98, 286.
*** Там же. С. 97.
Разумеется, конструирование распространяется и на другие виды девиантности*.
* См., например: Kitzinger С. The Social Construction of Lesbianism. L, 1987.
«Левый реализм» (left realism), как и два предыдущих течения, родился в
Англии. Его сторонники исходят из того, что не только среди преступников, но и
среди жертв преступлений большинство составляют представители низших классов,
рабочие, те, кто также страдает от неравенства. Поэтому, именно исходя из их
интересов следует усиливать борьбу с преступностью. Преступность нарушает
качество городской жизни (Matthews, 1987). Более полное представление о
преступности включает взаимосвязь преступника и жертвы, а также их обоих с
представителями уголовной юстиции.
Родословная феминизма в социологии и криминологии (D. Klein, R. Simon, F.
Adler, C. Smart) включает феминистское движение, критическую криминологию, а
также изучение женской преступности и девиантности*. Различают несколько
направлений криминологического феминизма: либеральный, радикальный,
марксистский, социалистический. Если либеральный феминизм на вопрос, в чем
причина преступности, скромно отвечает – в социализации по полу (в ее
особенностях), то радикальный утверждает: «Преступления – мужское, не женское
поведение. Это мужская биологическая природа – быть агрессивным и
господствовать»**.
* Подробнее см.: Pontell H. Social Deviance. Ibid. P. 149-202.
** Lanier M., Henry S. Essential Criminology. Westview Press, 1998. P. 273.
Если идеологическая составляющая феминизма в криминологии общая для
феминистского движения вообще, то акцентирование внимания на исследовании
женской преступности вносит достойный вклад в науку.
Как относительно самостоятельное течение иногда рассматривают аболиционизм.
Его последователи (прежде всего, норвежские криминологи Т. Матисен, Н. Кристи,
а также голландец Л. Хулсман, американец X. Пепинский, канадка Р. Моррис и др.)
выступают против современной пенитенциарной (тюремной) системы, за
альтернативные уголовной юстиции меры социального контроля. Подробнее об этом
пойдет речь в ч. IV книги.
X. Пепинский, наряду с Р. Куинни являются основателями «миротворческой
криминологии» (peacemaking criminology). Их усилия направлены на то, чтобы
традиционную «войну с преступностью» заменить на «мир с преступностью»* (что
отнюдь не означает оправдания преступлений, речь идет о выработке стратегии
противодействия преступности). Эскалация преступности, особенно насильственной,
в современном мире связана с эскалацией насилия со стороны государства, с
институтом смертной казни и условиями пенитенциарных учреждений. Да,
преступники причиняют зло, но если мы хотим изменить мир, мы должны начать с
изменения самих себя. «Система уголовной юстиции основана на насилии. Эта
система предполагает, что насилие может оборачиваться насилием, зло влечет
зло»**.
* Pepinsky H., Quinney R. (Eds.) Criminology as Peacemaking. Bloommgton:
Indiana University Press, 1991.
** Pepinsky H., Quinney R. (Eds). Ibid. P. 12.
Миротворческую криминологию нередко обвиняют в нереалистичности, утопичности.
Однако ее идеи приобретают все больше сторонников, причем не только среди
ученых, но и среди практических работников (судей, прокуроров, полицейских). Не
случайно в официальном докладе Американской национальной комиссии по уголовной
юстиции (1996) предлагается перейти от стратегии «войны с преступностью» к
стратегии «меньшего вреда» (harm reduction). К этой теме мы еще вернемся
позднее, в ч. IV.
Постмодернизм. Постмодернизм в науке и искусстве – очень широкое, очень
«модное» и не строго очерченное явление. «Постмодернизм и постструктурализм –
сложны для определения и понимания»*, сетует один из их исследователей.
Постмодернизм зародился во второй половине XX в. как реакция на крушение
иллюзий и мифов относительно человеческого разума, порядка, прогресса,
развеянных страшными реалиями Освенцима, Холокоста и т.п. Постмодернизм – это
«модернизм, смирившийся с собственной невозможностью»**. Основоположниками
постмодернизма обычно называют Ж.-Ф. Лиотара и М. Фуко, хотя последний не
считал себя постмодернистом.
* Bohm R. A Primer on Crime and Delinquency. Belmont: Wadsworth, 1997. P.
134.
** Bauman Z. Modernity and Ambivalence. Cambridge: Polity Press, 1991. P.
272. См. также: Bauman Z. Intimations of Postmodernity. L: Routledge, 1992.
Постмодерн – это «состояние культуры после трансформаций, которым подверглись
правила игры в науке, литературе и искусстве конца ХЕХ века»*. Он отражает, в
частности «кризис детерминизма».
|
|