Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Гилинский Я. - Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-
 
   *** Palmer S., Humphery J. Deviant Behavior: Patterns, Source and Control. 
NY-L, 1990. P. 3. 
   **** Higgins P., Butler R. Ibid. P. 2.
   ***** Смелзер Н. Социология. M., 1994. С 203.
  
  Исходя из этих самых общих представлений можно дать следующее определение: 
девиантное поведение (deviant behavior) – это поступок, действие человека 
(группы лиц), не соответствующие официально установленным или же фактически 
сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и 
ожиданиям.
  При этом под «официально установленными» понимаются формальные, правовые 
нормы, а под фактически сложившимися – нормы морали, обычаи, традиции.
  Первоначально приходилось оговаривать (или понимать из контекста), в каком 
смысле употребляется выражение «девиантное поведение» – как характеристика 
индивидуального поведенческого акта или же как социальный феномен. Позднее для 
обозначения последнего стали применять термины «девиация» («отклонение»), 
«девиантность» или же «социальная девиация» («социальное отклонение»). В 
качестве сложного социального явления девиации определяются как «такие 
нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, 
устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях»*.
   * Социальные отклонения. С. 95.
  
  В английском языке, на котором написано большинство мировой 
девиантологической литературы, для характеристики соответствующего социального 
явления, свойства общества порождать «отклонения» обычно употребляется слово 
deviance – девиантность («отклоняемость», хотя по-русски это «не звучит»).
  Вот некоторые определения девиантности (deviance): «отличие от норм или от 
приемлемых (допустимых, принимаемых) стандартов общества», «некоторое поведение 
или физическое проявление, социально вызывающее и осуждаемое, поскольку 
отклоняется от норм и ожиданий группы»*.
   * McCaghy Ch., Carpon T. Deviant Behavior: Crime, Conflict, and Interest 
Groups. Third edition. Macmillan College Publishing Company, Inc., 1994. P. 2. 
См. также: McCaghy Ch., Carpon Т., Jamicson J. Deviant Behavior: Crime, 
Conflict, and Interest Groups. Fifth Edition. Allyn and Bacon, 2000. P. 4.
  
  Современная «Энциклопедия криминологии и девиантного поведения» (2001) 
различает три основных подхода в определении девиантности: девиантность как 
поведение, нарушающее нормы (R. Akers, M. Clinard, R. Meier, A. Liska, A. 
Thio); девиантность как «реагирующая конструкция» (D. Black, H. Becker, К. 
Erickson, Е. Goode); девиантность как нарушение прав человека (Н. Schwendinger, 
J. Schwendinger)*. Если первый и третий из этих подходов не нуждаются в 
комментариях, то на втором следует остановиться подробнее.
   * Bryant C. (Editor-in-Chief). Encyclopedia of Criminology and Deviant 
Behavior. Vol. 1. Historical, Conceptual, and Theoretical Issues. 
Brunner-Routledge, 2001. P. 88-92. 
  
  Со второй половины XX столетия в социологии формируется «конструктивистский» 
подход ко многим социальным реалиям*. Оказывается, значительное количество 
социальных институтов и феноменов («фактов») не столько существуют объективно, 
per se, sui generis, сколько искусственно «сконструированы». Такие понятия, как 
«преступность», «организованная преступность», «наркотизм», «коррупция», 
«терроризм», «проституция» и множество других – суть социальные «конструкты»**.
   * Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
   ** Подробнее см.: Гилинский Я. Криминология: Теория, история, эмпирическая 
база, социальный контроль. СПб., 2002. С. 30-33.
  
  Объективистский взгляд на социальные реалии как конструкции не случаен и 
имеет глубинные философские и методологические основы. В эпистемологических 
дискуссиях «на сегодняшний день обозначились тенденции к развитию 
конструктивистских концепций, которые отказываются от идеалистического или 
трансцендентального (и в этом смысле субъективного) обоснования. Вместо этого 
они предполагают наличие вполне реальных систем, которые ориентируются и должны 
ориентироваться в наблюдении на собственные конструкции, поскольку не имеют 
собственного доступа к окружающему миру, внешней среде (Umwelt)»*.
   * Luhmann N. Die Wissenschaft die Gesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp 
Verlag, 1996. S. 2.
  
  Взгляд на девиантность и ее различные проявления как определенные конструкты, 
«изготовленные» в процессе реагирования общества на нежелательные виды 
поведения, преобладает в современной социологии девиантности и является, с 
нашей точки зрения, весьма продуктивным. Процесс конструирования девиаций (с 
помощью политических решений, статистики, средств массовой информации – СМИ и 
др.) подробно описан во многих трудах*. Роли СМИ в процессе конструирования 
девиаций посвящен раздел «Медиа и конструкция преступлений и девиантности» в 
сборнике статей «Социология преступности и девиантности»**. По мнению известных 
немецких криминологов Н. Hess и S. Scheerer, преступность – не онтологическое 
явление, а мыслительная конструкция, имеющая исторический и изменчивый характер.
 Преступность почти полностью конструируется контролирующими институтами, 
которые устанавливают нормы и приписывают поступкам определенные значения. 
Преступность – социальный и языковый конструкт***. Как происходит 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-