|
* Там же. С. 506, 507.
Ученые, придерживающиеся теорий конфликта, также считают, что «конфликт есть
естественное состояние человеческого общества»*.
* Williams III F., McShane M. Criminology Theory. Selected Classic Readings.
Second Ed. Cincinnati: Anderson Publishing Co., 1998. P. 205
Одной из первых девиантологических теорий конфликта была концепция конфликта
культур Т. Селлина, о чем говорилось выше.
Дж. Bond разработал теорию группового конфликта (1958). Каждый индивид и
каждая социальная группа стараются сохранить или повысить свой статус. В
результате возникают конфликты, нередко порождающие девиантное поведение. С
точки зрения Дж. Волда, «преступность есть феномен, обязательно сопровождающий
социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью удержания или улучшения
позиций групп в борьбе за власть в обществе»*.
* Шнайдер Г. Й. Криминология. С. 296.
Более общая теория конфликта разработана О. Тэрком* и Р. Куинни**. В обществе
постоянно идет борьба за власть. В этой борьбе властные структуры используют
криминализацию (провозглашение тех или иных действий преступными) в целях
давления и подавления. «Криминализация – это скорее методика ослабления позиций
противника, чем основанная на справедливости будничная работа по поддержанию
контроля за преступностью»***. В руках властной структуры орудием борьбы
выступает не только процесс криминализации нежелательных, с ее точки зрения,
деяний, но и реализация уголовного запрета. И этот процесс носит избирательный
характер: уголовный закон применяется против неугодных лиц и «молчит», когда
дело касается «своих» (хорошо известная «селективность» полиции и уголовной
юстиции).
* Turk A. Criminality and Legal Order. Chicago: Rand McNally, 1969.
** Quinney R. The Social Reality of Crime. Boston: Little, Brown & Co, 1970.
*** Шнайдер Г. Й. Там же. С. 298.
Теория конфликта, по Р. Куинни, базируется на представлении о человеке и
обществе как процессе, конфликте, власти и социальном действии. Конфликт между
людьми, социальными структурами или элементами культуры является нормальным
состоянием общественной жизни. Опыт учит, что мы не можем достичь согласия по
всем или большинству ценностей и норм. Конфликт выполняет вполне определенные
социальные функции, он делает больше для возрастания, чем для уменьшения
адаптации и упорядочения социальных связей и групп. Власть есть базовая
характеристика социальной организации. Конфликт и власть тесно переплетены в
общественных представлениях. Преступление, с точки зрения Р. Куинни, это
определение человеческого поведения, создаваемое уполномоченными агентами
политической организации общества. «Преступление есть творение» (crime is
created), подчеркивает он*. Социальная же реальность преступления есть
сконструированное путем формулирования и применения уголовное определение
(состав преступления. – Я. Г.), развитие поведенческих образцов (pattern),
соответствующих этим определениям, и конструкция уголовных концепций.
* Quinney R. The Social Reality of Crime. In: Williams III F., McShane M.
Ibid. P. 217.
«Ни мечты о земном рае, ни призраки земного ада не отражают адекватно
социальных реалий. Напротив, реальная социальная жизнь является постоянным
напряжением между утопизмом и реализмом»*, – пишет О. Тэрк. Он трезво оценивает
роль власти, конфликта, политической преступности. (Возможно, именно он
является родоначальником криминологии политической преступности, которая в
России начинает формироваться в последнее время). Ключ к пониманию процесса
политической организации на социетальном уровне лежит в анализе взаимосвязей
между политической преступностью и политической полицией. «Политическая
преступность становится понятной как социально определяемая реальность,
продуцируемая конфликтом между людьми, которые претендуют на власть, и людьми,
которые сопротивляются или могут сопротивляться этим субъектам»**. Этими
словами заканчивается цитируемая работа О. Тэрка. Заканчивается и наш краткий
анализ основных направлений «модернистской», теперь уже почти «классической»,
девиантологии и криминологии.
* Turk A. Political Criminality. In: Williams III F., McShane M. Ibid. P.261.
** Ibid P 262
§ 4. Современные девиантологические теории. Постмодернизм
Очень трудно провести границу между современными девиантологическими теориями
60-70-х гг. минувшего столетия, рассмотренными (и не рассмотренными) выше, и
«самыми современными», в том числе постмодернистскими, теориями. Не случайно
авторы зарубежных учеников и специальных исследовании* очень по-разному относят
те или иные концепции к «критической» и/или «радикальной» криминологии, к
постмодернизму. Здесь еще много не устоявшихся оценок.
* Neiken D. (Ed.) The Futures of Criminology. SAGE Publications, 1994;
Swaanmgen van R. Critical Criminology. Visions from Europe. SAGE Publications
Ltd, 1997.
|
|