|
представлений о «животности» и «зверствах»**.) Преступления совершаются в
результате ослабления социальных связей. Противостоять этому могут тесные узы,
связи социальных групп, таких, как семья. Т. Хирши называет наиболее важные
элементы социальных связей: привязанность (симпатии), обязательства
(ангажированность), вовлеченность, вера (убежденность). Свою концепцию
социальных связей Т. Хирши основывает на материале проведенных им эмпирических
исследований (опрос-самоотчет 5,5 тыс. учащихся городских школ Сан-Франциско).
Основной результат опроса: чем теснее подросток связан с родителями, чем
успешнее его учеба в школе, чем больше он вовлечен в конформные виды
деятельности, тем меньше шансы стать девиантом. И наоборот.
* Hirschi T. Causes of Delinquency. Berceley: University of California Press,
1969. P. 31.
** Мною подробно опровергаются «обвинения» животных в «зверствах» в кн.:
Гилинский Я. Криминология. С. 173-174; Он же. Человек человеку волк? // Рубеж.
Альманах социальных исследований. 1995. № 6-7. С. 100-118.
Теории конфликта. Под этим названием объединяется значительный круг концепций,
берущих начало от социологических теорий конфликта, связанных с именами К.
Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера*. Их общая суть – вскрытие
конфликтной природы социального бытия в отличие от структурно-функционального
подхода (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), тяготеющего к порядку,
равновесию, устойчивости.
* Подробнее см.: Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985. С.
125-218.
Для марксизма конфликт – неизбежное порождение социальной системы. Конфликты
проявляются в полярной противоположности интересов (буржуазия – рабочий класс,
капитал – наемный труд). Конфликты служат главным источником социальных
изменений.
По Г. Зиммелю, конфликт также неизбежен в социальных системах. Хотя глубинная
природа конфликта лежит в биологической природе людей, в инстинкте враждебности.
При этом конфликт служит сохранению социального целого (общества). Среди
многочисленных закономерностей конфликтных отношений Г. Зиммель отмечает
следующее: чем острее конфликт и меньше конфликтная группа, тем меньше в
группах терпимость к отклонениям*.
* Simmel J. Conflict and the Web of Group Affiliation. Glencoe (III.): Free
Press, 1956. P. 93-97.
По определению Л. Козера, конфликт – это такое поведение, которое влечет за
собой борьбу между противными сторонами из-за дефицитных ресурсов и включает в
себя попытки нейтрализовать, причинить вред или устранить противника*. Поэтому,
в частности, чем больше неимущие (мы бы сказали – «исключенные») сомневаются в
законности существующего распределения ресурсов, тем вероятнее разжигание
конфликта. И чем более жесткой является социальная структура, тем острее будет
конфликт. С другой стороны, чем менее жесткой является система, тем скорее
конфликт будет порождать социальное творчество.
* Coser L. The Functions of Social Conflict. L: Free Press of Glencoe, 1956.
P. 8.
Л. Козер подчеркивал позитивные функции конфликта, его интеграционные и
адаптационные возможности. Так, например, насилие выполняет функции боли живого
организма – быть сигналом неблагополучия и сконцентрировать усилия на его
преодолении.
С точки зрения Р. Дарендорфа, функционализм (прежде всего, Т. Парсонса)
порождает утопию упорядоченной социальной системы. Тогда как общество скорее
характеризуется конфликтами, к изучению которых и следует перейти, разрушая
иллюзии функционализма*. С некоторой издевкой характеризуя хорошо выстроенную Т.
Парсонсом социальную систему, Р. Дарендорф пишет: «Правда, Социальная Система
в состоянии произвести пресловутого возмутителя спокойствия из утопии –
"девианта". Но даже для него требуется более подробная аргументация...»** В
основе социальных конфликтов лежит дифференцированное распределение власти.
Правящие структуры заинтересованы в сохранении своего положения. Управляемые –
стремятся к перераспределению власти. «В этом смысле всякое общество почитает
конформизм, сохраняющий его, то есть господствующие в нем группы, – при этом
всякое общество порождает в самом себе сопротивление, ведущее к упразднению
этого общества».
* Darendorf R Out of Utopia: Toward a Reorientation of Sociological Analyses
// American Journal of Sociology. September 1958. P. 115-127. См. также:
Дарендорф P. Тропы из утопии: Работы по теории и истории социологии. М., 2002.
** Дарендорф Р. Тропы из утопии. С. 343.
Поскольку нормы (как формальные – юридические, так и неформальные –
моральные) конструируются вполне определенными структурами, постольку «истоки
неравенства между людьми... заключаются в существовании во всех человеческих
обществах норм поведения, снабженных санкциями». Тех, кто создает социальные
нормы, они их, понятное дело, устраивают. Те же, против кого нормы направлены,
оказываются «девиантами». «В этом грубом делении на "конформистов" и
"девиантов" уже содержится момент социального неравенства»*. Позитивные санкции
(награды) и негативные (наказания) призваны выполнять одну и ту же функцию –
принуждение к конформному поведению.
|
|