Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Гилинский Я. - Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-
 
  В результате Р. Агнью (Agnew) выдвинул общую теорию напряжения {General 
Strain Theory)*, согласно которой имеется несколько типов напряжения, 
вызываемого негативными отношениями с другими людьми, когда с людьми обращаются 
не так, как им хочется. С точки зрения Р. Агнью, три основных типа напряжения 
(негативных отношений с другими) возникают, когда другие: 1) мешают или 
угрожают помешать индивиду достичь позитивно оцениваемых целей; 2) устраняют 
или угрожают устранить позитивно оцениваемые стимулы индивида (например – 
утрата близкого человека); 3) предоставляют или угрожают предоставить индивиду 
вредные или негативно оцениваемые стимулы (случаи виктимизации, стрессовые 
события). Р. Агнью полагает, что общая теория напряжения очень проста и в своей 
основе сводится к утверждению: если мы плохо обращаемся с людьми, они могут 
рассердиться и совершить преступление.
   * Agnew R. Foundation for a General Strain Theory of Crime and Delinquency 
// Criminology, 1992. No 30. P. 47-87.
  
  С нашей точки зрения, теория Р. Мертона более социологична, скорее объясняет 
девиантность, тогда как дополнения теории претендуют в большей степени на 
объяснение девиантного поведения, преступления. Различия в интерпретации 
«теории напряжения» на индивидуальном и социетальном уровнях отмечал еще F. 
Cullen (1983).
  Теория стигматизации (этикетирования, клеймения, интеракции) – Labeling 
theory. Г. Беккер в книге «Аутсайдеры» (1963) произнес фразу, ставшую 
знаменитой: «Девиант тот, кому был прикреплен соответствующий ярлык (label); 
девиантное поведение – это поведение, которое люди так обозначили»*.
   * Becker H. The Outsiders. The Free Press of Glencoe, 1963. P. 9.
  
  Но начнем издалека. Социальный психолог Г. Мид предложил концепцию 
символического интеракционизма (взаимодействия). Это понятие распространяется 
на уникальный, присущий только человеку вид взаимодействия: способность людей 
«квалифицировать» («трактовать») действия, поступки, поведение других. 
Применить идеи интеракционизма к криминологии попытался Ф. Танненбаум. 
Подросток становится плохим, потому что так его называют. Процесс 
криминализации – процесс наклеивания ярлыков. Этот замкнутый круг есть 
«драматизация зла»*. Разорвать порочный круг можно лишь минимизировав 
навешивание ярлыков. В российском варианте это означает – «не обзывать!». Во 
избежание «драматизации зла» в западных обществах не принято называть других 
людей «алкоголиками», «наркоманами», «бандитами», «хулиганами», «проститутками»,
 «двоечниками», «отстающими» и т. п. (там говорят: «У Джона проблема с 
алкоголем», «У Джека проблема с наркотиками», «У Смита проблема с законом», «У 
Тома проблема с математикой»...).
   * Tannenbaum F. Crime and the Community. NY: Columbia University Press, 1938.

  
  Возвратимся к Г. Беккеру. Он разработал модель девиантной карьеры. Человек, 
особенно молодой, может совершить какой-то неблаговидный поступок. Если ему это 
«понравится», совершение аморальных или преступных действий может стать 
системой. А далее наступает самый существенный этап: арест, административное 
или судебное разбирательство, наказание, иначе говоря – официальное клеймение 
индивида как правонарушителя, преступника, девианта. С этого момента человек 
начинает отождествлять себя с присвоенным ярлыком. Он теряет статус учащегося 
или место работы, его начинают сторониться, не принимать в «порядочном 
обществе», изолировать от общества. Теперь рецидивы девиантного поведения 
становятся ответом на реакцию общества, на давление социального контроля. И 
если отверженный не найдет в себе сил выстоять и вернуться к правопослуш-ному 
поведению, то последним шагом в девиантной карьере будет вступление 
заклейменного (стигматизированного) в сообщество себе подобных, в преступную 
организацию.
  Е. Лемерт, развивая взгляды коллег по теории стигматизации, ввел понятия 
вторичной девиантности*. «Первичная» – это девиантные действия до акта 
официального клеймения, стигматизации. Вторичная девиантность развивается после 
клеймения и как реакция на него. В полном соответствии с идеями Г. Беккера, 
девиант становится таковым лишь тогда, когда его таким признало общество. Е. 
Лемерт не претендует на объяснение девиантности, он пытается ответить на вопрос,
 как люди втягиваются в девиантную (преступную) карьеру, какие обстоятельства 
(«стигматизация»!) способствуют рецидиву. Он выделяет ряд стадий девиантизации 
поведения: 1) первичная девиация; 2) санкция за нее; 3) следующая первичная 
девиация; 4) более серьезная санкция и отчуждение; 5) очередная первичная 
девиация с чувством обиды на тех, кто наказывает; 6) формальная акция со 
стороны общества (его институтов), которое потеряло терпение – официальная 
стигматизация девианта; 7) усиление девиантного поведения как реакция на 
стигматизацию и наказание; 8) окончательное принятие статуса девианта и 
соответствующее поведение. Перефразируя В. Маяковского, «если тебе девиант имя, 
имя крепи делами своими»... Для тех же читателей, которые удивятся 
долготерпению общества (лишь на шестом этапе – формальная стигматизация!), 
напомним, что девиантное поведение – не только преступное, это может быть серия 
прогулов в школу или побегов из дома, неоднократное злоупотребление алкоголем 
или потребление наркотиков и т. п.
   * Lemert E. Social Pathology: A Systematic Approach to the Theory of 
Sociopathic Behavior. NY: McGraw-Hill, 1951.
  
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 216
 <<-